Взаимосвязь музыки и живописи. Луговых Мария Владимировна.

Луговых Мария Владимировна, учитель музыки МОУ «Гимназия» г. Чернушка Пермского края

Тема урока: Взаимосвязь музыки и живописи.
Класс: 5
Цель: Формирование представления о средствах создания образа в произведениях искусства.

Задачи:
1) продолжать работу по нахождению изобразительно — выразительных средств в музыке и живописи;
2) вести работу по определению характера, настроения произведений искусства;
3) развивать умения сравнивать и сопоставлять произведения живописи и музыки.

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
— Перед вами стихотворение, прочитайте его. Один из вас прочтёт его вслух.
1 Слайд. На фоне звучащей музыки Э. Григ «Утро» читается стихотворение:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Г. Гессе
— Вдумайтесь, о каких видах искусства идет речь в стихотворении? (Музыка, живопись).
— Какие слова помогли вам правильно определить, что речь идет о музыке? (Слова – звуки, ноты, в музыке).
— Какие слова указывают на живопись? Назовите их. (Слова — цвет, оттенки цвета).
III. Изучение нового.
2 Слайд: Показываю на слайд.
МУЗЫКА:
Звуки
Ноты.
ЖИВОПИСЬ:
Цвет
Оттенки цвета

- О чём мы сегодня с вами будем говорить? («О музыке и живописи»).
— О взаимосвязи музыки и живописи.
2 Слайд:
— Я объявляю конкурс на самый активный ряд – команду.
— На уроке мы будем говорить о музыке и живописи, поэтому предлагаю команды назвать «Кисточки» и «Нотки».
— Каждая команда получает свои эмблемы.
(На первой парте каждого ряда устанавливается флажок с символом команды).
— За каждый правильный ответ, команды будут зарабатывать жетоны.
— В конце урока, мы подведем итоги.
— По большему количеству символов той или иной команды мы определим победителя.
— Мы продолжаем знакомство с музыкой через содружество с изобразительным искусством.
3 Слайд:
— Можем ли мы услышать живопись?
— Может ли звучать картина?
— Ответы на эти вопросы мы попытаемся получить в течении урока.
— По–вашему, как музыка связана с изобразительным искусством? Как эта взаимосвязь происходит? (Слушая музыку, она вызывает в нашем воображении какие – либо зрительные образы, картины и наоборот, всматриваясь в произведения изобразительного искусства: живописные картины, скульптуры, рисунки, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звуки).
— Когда мы говорим о взаимосвязи музыки и живописи мы замечаем, что многих музыкантов привлекала тема природы.
— Например, вспомните: «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве реке» М. Мусоргского, «Времена года» П. Чайковского.
— Тема природы так же привлекала и художников.
4 Слайд: (Портрет Левитана.)
— На примере пейзажа Исаака Ильича Левитана «Вечерний звон» мы проследим связь музыки и живописи.
— Рассмотрите картину.
4 Слайд: Картина Левитана «Вечерний звон»
— Почему художник назвал свою картину «Вечерний звон»? (В центре картины изображена церковь, монастырь, он выглядит светлей, ярче, притягивает к себе внимание, он главный на картине. В любой церкви или монастыре есть колокольня с колоколами, издающими колокольный звон, своим звоном созывающая людей на вечернюю молитву).
— Художник хотел донести звук колокола, который был частью жизни человека.
— Я предлагаю посмотреть видео сюжет о колоколах.
4 слайд:
Видео – презентация «Колокол и значение колокольного звона».
— Какую роль выполнял колокол в жизни человека? (Колокол выполнял роль общего единства народа как сейчас телефон или интернет, исполняя сигналы тревоги или своим звуком созывая на церковную службу и оповещая о её окончании; возвещал о похоронах, свадьбах – во время церковных ритуалов – обрядов, колокольным звоном встречали воинов, предупреждали о набегах врагов и пожарах).
— Если мы всмотримся в картину русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана, мы можем предположить, что художник не только видел свое произведение, но и слышал его.
— Можем ли мы услышать эту картину? (Да).
— Что в ней звучит? (Колокол).
— Как с помощью голоса можно изобразить колокольный звон? (Бом – бом).
— Какие ёще слышны звуки? (Звук листвы).
— Как голосом можно изобразить звук листвы? (Ш…).
— Что еще звучит на картине? (Удар вёсел по воде – изобразить ударом по бедру, лягушка – ква–ква, кукушка – ку–ку, комар – з – з – з, шмель – ж – ж – ж, дятел – стук ручкой по парте).
— Давайте попробуем все перечисленные звуки исполнить одновременно, так как они звучат на картине.
— Для этого распределимся по ролям.
— Дети, сидящие за первой партой – озвучивают колокол, попробуйте. (Дети репетируют).
— За второй – лягушки и т. д.
(Таким образом, распределяется «партитура» картины между детьми).
— Каждая группа вступает по моему сигналу, в своё время.
Шумовое исполнение картины И. И. Левитана «Вечерний звон».
— Мы озвучили картину с помощью шумовых звуков.
— Сейчас, закройте глаза и представьте, что вы композитор.
— Подумайте, как будет звучать музыка, написанная под впечатлением этой картины, в каком характере, какие средства музыкальной выразительности при этом будут использованы, в чьём исполнении она будет звучать? (Предположения детей: музыка будет звучать, неспеша, спокойно, тихо, негромко, мягко, нежно, задумчиво, вкрадчиво, певуче, протяжно, в исполнении колоколов, если это вокальное произведение, то солист в сопровождении небольшого состава русских народных инструментов).
— Если говорить о живописи как о музыке, то с каким музыкальным жанром можно сравнить эту картину? (Картина похожа на песню с простой, протяжной, народной мелодией, которую могли бы петь плывущие на лодке люди).
— А вы знаете, такая песня уже существует, её придумал русский народ.
— Послушайте.
4 слайд:
Слушание: «Вечерний звон». Русская народная песня.
— Могла бы звучать эта музыка в вашем воображении и других зрителей при рассматривании картины Левитана? (Да).
— Почему? (Потому что она звучит так же спокойно, неторопливо, негромко, протяжно, певуче, в жанре песня, как музыкальный план, составленный нами под впечатлением картины Левитана «Вечерний звон» до прослушивания песни).
— Прозвучавшая песня имеет, как вы уже догадались такое же название как картина «Вечерний звон».
4 слайд:
— В основе этой русской народной песни стихотворение Ивана Козлова, поэта XIX века.
IV. Обобщение изученного материала.
— Почему литературное, музыкальное и изобразительное произведения получили одно название?
— Потому что звон колокола был близок и дорог русской душе, он создавал особую атмосферу для творчества.
— Многие композиторы, художники и поэты стремились передать облик России с её церквями, колокольным звоном в своём творчестве, своими средствами.
— Я предлагаю разучить и исполнить эту песню.
4 слайд:
Разучивание: «Вечерний звон». Русская народная песня.
1. - Я буду петь мелодию, а вы по моей команде исполнять звук колокола на слог «Бом, бом».
2. - Теперь поменяемся ролями, вы поёте мелодию, я звук колокола.
3. - Попробуем исполнить по рядам: первый ряд команда «Нотки» – мелодию, второй ряд команда «Кисточки» – звук колокола.
4. - И наоборот: второй ряд команда «Кисточки» — мелодию, первый ряд команда «Нотки» — звук колокола.
— Своим исполнением песни «Вечерний звон» мы попытались произвести звук колокола и создать хорошее настроение.
V. Итог урока.
— Мы смогли ответить на поставленные в начале урока вопросы?
5 Слайд: Взаимосвязь живописи и музыки
— Можем ли мы услышать живопись?
— Может ли звучать картина?
— Про любую картину можно сказать, что она звучит? (Предположения детей).
6 Слайд:
(В воздухе возникает вопросительное затишье).
VI. Домашнее задание.
— Над этим вопросом мы подумаем на следующем уроке, а дома вы можете найти иллюстрации «звучащих» картин и «не звучащих», по–вашему.
— Настало время подведения итогов нашего конкурса на активную команду. (Подводятся итоги).
7 Слайд:
— Спасибо за работу, до свидания.

верно пишите

Только адалт комиксы. Классные.