Применение рейтинговой технологии в работе классного руководителя.Г.Ф. СТРАХОВА, Н.А. ИВАНОВА

ГАЛИНА ФРОЛОВНА СТРАХОВА
директор МОУ «СОШ №11» г. Кемерово
НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА ИВАНОВА
заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №11»
Интересен опыт применения рейтинговой системы в работе классного руководителя классов, работающих по индивидуальному учебному плану ( ИУП) – Гецман Натальи Васильевны. Под её опекой 40 учеников, которые пришли из разных школ. Первоочередной задачей классного руководителя стало сплочение коллектива, развитие положительных личностных качеств каждого. Наталья Васильевна разработала ряд критериев оценки активности общественной деятельности обучающихся. За различные действия ученик имеет возможность получить в собственный зачет определенное количество баллов: например, дежурство, участие в школьных акциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Многие десятиклассники серьезно занимаются спортом, являются победителями фестивалей и конкурсов различного уровня – ни одно из достижений не остается незамеченным, получает соответствующую балльную оценку. Чтобы активизировать учащихся, применена проверенная временем методика: разбив учеников на 4 группы, педагог получила возможность организовать между ними соревнование. Однако по–новому проводится подведение итогов. Учебный и общественный рейтинги каждого учащегося суммируются по каждой группе, а группы соревнуются между собой. Наградой в личном и групповом первенстве являются благодарственные письма родителям и учащимся.
Применение рейтинговой технологии в работе классного руководителя позволило создать условия для формирования адекватной самооценки обучающихся, ведь они собрались из различных учебных заведений и выработка единых требований к себе и окружающим имеет огромное значение. Для некоторых стало неприятной неожиданностью увидеть собственный рейтинг гораздо ниже того, к которому он привык в предыдущие годы. Эта ситуация закономерна при смене учебного коллектива, но неоспоримым плюсом рейтинговой методики является ее объективность и наглядность. Таким образом, созданы условия для формирования адекватной самооценки старшеклассников.
Вовлекая родителей класса в общественную жизнь детей, Гецман Н. В. включила в рейтинг обучающегося пункт активности родителей, и теперь детям «выгодно», чтобы родители приходили на родительские собрания, систематически знакомились с оценками в дневниках.
С началом новой четверти соревнование начинается заново, но по итогам года результаты мониторингов суммируются, выявляются лучшая группа и лидер класса. Вклад каждого ребенка должен быть замечен и отмечен коллективом. Только в этом случае есть стимул к работе. Такую важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать и контролировать в планомерной системно осуществляемой работе. Получая и осмысливая результаты мониторинга, педагог уточняет и корректирует способы организации воспитательного процесса.
Иной подход осуществляется в работе классного руководителя 7 «Б» класса Лазарева Николая Андреевича. Молодой специалист ищет пути воздействия на успеваемость обучающихся, он еженедельно составляет рейтинг среднего балла текущих оценок учеников. Психологический настрой учащихся, созданный классным руководителем, позволил наблюдать рост ответственности за результаты обучения, ведь наградой за усилия является еженедельная субботняя поездка на каток.
Современная школа идет по пути модернизации системы оценивания результатов учебной деятельности учеников, уровня их воспитанности. По мнению педагогов МОУ «СОШ №11», применение рейтинговых методик в обучении и воспитании значительно расширяет арсенал педагогических воздействий на обучающегося, делает понятными и прогнозируемыми непосредственные ближайшие зоны развития каждого – в этом и проявляется индивидуальный подход к обучающимися.