«Поэзия А. Л. Барто». Стихотворение «Болтунья». Повалкович Г.Н., Северск

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78
ЗАТО Северск
Учитель:
Повалкович Галина Николаевна
Домашний адрес:
ул. Победы,14, кв.25.
д.т. 564–531.
с.т. 8–913–855–3593

Литературное чтение в 3 классе
Тема: «Поэзия А. Л. Барто». Стихотворение «Болтунья».

Цели:
1. Расширить знакомство детей с творчеством А. Л. Барто.
2. Отрабатывать навык выразительного чтения с помощью интонации скороговорки.

Задачи:
1.Нравственное воспитание детей через высокое художественное слово.
2.Воспитание личности маленького человека.

Оборудование:
1. Портрет А. Л. Барто.
2. Книги со стихами А. Л. Барто.
3. Толковый словарь.
4. Рисунок стратостата.
5. Музыкальная запись С. С. Прокофьева.

Ход урока.

1. Вводная беседа учителя.
Агния Львовна Барто (1906 – 1981) – русская поэтесса.
Родилась в семье врача. Отец привил ей любовь к родному слову. В доме любили А. С. Пушкина, И. А. Крылова. Охотно читали произведения устного народного творчества: былины, песни, поговорки.
Сама А. Л. Барто писать стала рано. Её первая книжка «Братишки».
В ней собраны добрые и вместе с тем очень серьёзные стихи о дружбе детей разных стран.
А потом появились знаменитые «Игрушки».

- Кто помнит эти коротенькие стихи? Почитайте.

(Дети читают: «Таня», «Бычок» и др.)

Учитель:
— Многие поколения людей на всю жизнь сохранили радость встречи с веселыми, забавными и вместе с тем острыми стихами А. Л. Барто.
— А почему острыми?
— Давайте вспомним стихи А. Л. Барто, которые мы читали с вами на уроках литературы, на классных часах, когда говорили о культуре поведения в театре, транспорте, школе.
— Кто герои её стихов?
(такие же девочки и мальчики как и вы)
— Сюжеты для своих стихов поэтесса не выдумывала. Они взяты из жизненных наблюдений.
-Прочитайте стихи, которые вы помните.
(Дети читают стихи «Любочка», «В театре»).

- Забавные стихи, не правда ли? И вместе с тем острые.

- Несмотря на то, что в своих стихах А. Л. Барто критикует недостатки в поведении детей, критика эта звучит не обидно, в шутливой форме, поэтому стихи А. Л. Барто любят и взрослые, и дети.
— Часто А. Л. Барто приглашали на творческие вечера. И вот однажды, побывав на вечере встречи в одной из московских школ, она спускалась по лестнице, а впереди шли две девочки – подружки и разговаривали о своих школьных делах.
Одна из девочек особенно говорила без умолку. Под впечатлением увиденного А. Л. Барто написала стихотворение, с которым мы сегодня с вами познакомимся. Называется оно «Болтунья».

- Кого называют болтуньей?
(Дети: Кто много болтает)

- И не только болтает, т.е. много говорит, но ещё и быстро говорит. Поэтому в своем стихотворении поэтесса использовала метод скороговорки.
— Что такое скороговорка?
(Дети: Быстро сказанная речь)

- Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Болтунья»
(Учитель читает стихотворение)

1. Что болтунья Лида мол.
Это Вовка выдумал.
А болтать мне когда?
Мне болтать – то некогда!
(сообщает спокойно)
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота.
А за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда вчера я шла из зала:
«Драмкружок, кружок по фото –
Это много слишком что – то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой – нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото,
Но мне еще и петь охота.
А за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
2. А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать – то мне когда?
Мне болтать – то некогда!
(Немножко обиженно)
А у нас учитель строгий.
Он сегодня на уроке
Объяснял насчет Японии.
Вы спросите: «Кто не понял?»
Я спросила: «Как считаться,
Что японцы есть китайцы?
Это там родились пони?»
Потом учитель говорил,
Что есть китайский мандарин.
Я учителя спросила:
«А есть японский апельсин?»
3. А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать – то мне когда?
Мне болтать –то некогда!
(сообщает обиженно)
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате?
Что такое это, кстати?
Может это стратостат, -
Когда старосты летят?
4. А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать – то мне когда?
Мне болтать – то некогда!
(очень обиженно)
У меня ещё нагрузки
По – немецки и по – русски.
Нам задание дано –
Чтение и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг я вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По – немецки и по – русски»
А он говорит: «Иди сюда
Я тебе ирису дам!»
5. А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать – то мне когда?
Мне болтать – то некогда!

3. Разбор стихотворения.
— Вам понравилось стихотворение? Чем?
(Дети: смешное, забавное, интересное).
— Понравилось, значит будем читать, разбирать, анализировать.
— В стихотворении встретились слова, которые мы должны с вами обсудить.

4. Словарная работа.
Стратостат — летательный аппарат, наполненный газом, для полетов в стратосферу (верхний слой атмосферы)
Староста — человек, которого выбирают или назначают для ведения дел коллектива.
Мол – вводное слово при разговоре, при передачи или ссылки чужой речи.

5. Анализ произведения.
— Везде ли в стихотворении использован прием скороговорки?
— А почему не везде?
(Лида хочет нас убедить в том, что она вовсе не болтунья)

Чтение стихотворения детьми.

- В стихотворении несколько раз звучат повторы. Каков смысл повторения?
(Чтобы было убедительно, что Лида не болтунья)
— Как звучат эти повторы с каждым разом?
(Дети: всё грознее и грознее).

- Вспомните, как у А. С. Пушкина в сказке «О рыбаке и рыбке» море с каждым разом всё более грозно встречает старика.

- Для чего автор употребил приём скороговорки?
(Дети: чтобы с помощью скороговорки подчеркнуть маленький недостаток Лиды, чтобы показать нам, что Лида – болтунья).
— Хотя сама Лида не замечает за собой такого грешка.
— Как вы думаете, Лида девочка хорошая или плохая?
(Дети: хорошая, её даже старостой выбрали).
— Как автор относится к своей героине?
(Дети: поэтесса по–доброму раскрыла этот недостаток девочки, который присущ и некоторым из вас).
— Можно ли утверждать, что стихотворение имеет поучительный характер?
-Докажите.

- А вы знаете, ребята, это забавное стихотворение очень понравилось композитору С. С. Прокофьеву. Стихотворение А. Л. Барто вдохновило талант композитора на создание музыки и получилось стихотворение – песня.
Давайте послушаем.

- Обратите внимание, как талантливо композитор соединил в единое целое стихотворение и музыкальную речь в песню «Болтунья».
— Что интереснее, прекраснее: только стихотворение или когда объединяются стихи и музыка?
(Конечно, стихи и музыка! Потому что благодаря музыкальному оформлению ещё ярче выражен характер девочки!)

6.Итог урока.
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Кто автор произведения?
— Появилось ли у вас желание выучить стихотворение наизусть?

7. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения.
Наизусть по желанию.
Какой вы представляете себе Лиду? Зарисуйте её портрет.