Модернизация образования и современный учитель Из доклада М.В. Богуславского

Модернизация образования и современный учитель

(Модернизация образования и современный учитель. Из доклада М. В. Богуславского, члена–корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника Института теории и истории педагогики РАО)

При реализации крупномасштабных планов модернизации системы образования ключевой становится роль учителя. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» рельефно подчеркивается, что «новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего».

В соответствии с этим выдвигается ряд новых требований к современному учителю:
1. Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI века.
2. Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности.
3. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно–воспитательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.
4. Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.
5. Умение применять здоровьесберегающие технологии.
6. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.
Итак, профессиональная компетентность современного педагога есть совокупность обобщенных знаний, умений (умение реализации дидактического цикла и т.д.) и способностей (способности критического мышления, рефлексии и т.д.), обеспечивающих результаты в обученности и воспитанности школьников в условиях модернизации системы образования (в том числе внедрения личностно ориентированного обучения).
В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к качеству подготовки педагогических кадров, оформляется реальная востребованность в адресной психолого–педагогической подготовке учителя для новой школы.