Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Цветник духовный». Т.Г.Кочнева, Ермакова Т.П.,Неверова И.В., Сыч Л

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖЕМЧУЖИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Проект–программа по духовно–нравственному воспитанию дошкольников «Цветник духовный»
Составители:
Заведующий МДОУ – Т. Г. Кочнева
Заместитель заведующего по ВМР — Ермакова Т.П.
Музыкальные руководители – Неверова И. В., Сыч Л. П.,
Педагог–психолог – Каменская Е.А.
г. Жигулевск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту программы «Цветник духовный»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА №22 «ЖЕМЧУЖИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖИГУЛЕВСК,
ГОРОД ЖИГУЛЕВСК

Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.
Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов и т.п. Все это говорит о духовном дефиците человечества. Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А. В. Панкратов, З. Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуется нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и воспитанностью, бедностью духовных интересов. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Поэтому перед психолого–педагогической наукой встает вопрос о воспитании духовно развитой и богатой личности, обладающей такими общечеловеческими ценностями, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость.
Проблема духовности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова). Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.
На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
1) идеальная потребность в познании мира;
2) соц. потребность – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.
Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.
Анализируя педагогический процесс ДОУ, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно духовное развитие дошкольников осуществлять в аспекте нравственно – патриотического воспитания. Ведь именно здесь решаются задачи по воспитанию и развитию соц. навыков, культуры чувств и переживаний, приобщение к национальному искусству и нравственным ценностям.
В свою очередь нравственно – патриотическое воспитание, рассматриваемое нами как основа духовного развития личности ребенка, включает в себя три взаимосвязанных компонента:
1) когнитивный компонент – удовлетворяет потребность ребенка в познании мира и формируется в ходе взаимодействия личности ребенка с внешним миром;
2) эмоциональный компонент – является субъективной формой выражения потребности и предшествует деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее;
3) поведенческий компонент – удовлетворяет потребность ребенка жить и действовать для других и направляется эмоциями.
Взаимосвязь данных компонентов обеспечивает приобретение ребенком разнообразного опыта понимания (познания), переживания (сопереживания) и действования.
Данные компоненты выделены на основе механизма нравственного воспитания (С. А. Козлова), а также в их основе лежат компоненты духовного развития личности ребенка, выделенные отечественным педагогом и психологом В. В. Зеньковским, – это моральные чувства, моральная активность и работа интеллекта в моральном направлении. При этом приоритет в духовном развитии дошкольника В. В. Зеньковский отводил именно сфере чувств и признавал три моральных чувства – любовь к людям (альтруизм), стыд и «чувство совести». Эти три чувства, по словам ученого, вносят в духовное развитие моральный опыт, создают моральное ориентирование, дают моральную оценку в отношении трех основных объектов духовной жизни – в отношении к самой личности, в отношении к другим людям, в отношении к культуре, как системе жизни, как продукту активности. Как указывал В. В. Зеньковский, стыд, любовь к другим, работа совести – это, «окно, сквозь которое льется в душу моральный опыт». Благодаря этим чувствам перед ребенком выступают три объекта моральной оценки, три сферы моральной активности: его личность, другие люди, культура, как продукт деятельности человека.
Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказанием являются угрызения совести и чувство вины, что и рассматривается как показатели духовного развития личности.

Воспитательная работа в МДОУ д./с №22 «Жемчужинка» ведется по направлению «Духовно–нравственного воспитания дошкольников». В своей работе педагоги опираются на цели духовно–нраравственного воспитания, сформулированные Ш. А. Амонашвили: «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…»
Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Основные задачи работы педагогов
по духовно–нравственному воспитанию детей:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
Содержание и формы работы следующие:

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.
3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
4. Беседы с детьми о правилах поведения.
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6. Этические беседы.
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение совместных с родителями праздников.
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы убедились, что помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Примерное планирование работы с детьми 3–4 лет Тема года: Я – моя семья, мир вокруг меня.
Содержание Задачи Формы работы Методы и приемы
«Семь Я»- тема на сентябрь месяц Знакомить с понятиями: Вот — я. Вот моя семья. Любовь окружает все вокруг • Совместный с родителями досуг «Бабушкины сказки»
Консультация–беседа для родителей
«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании дошкольников»
• Познавательные занятия для детей 1.Беседы с детьми на темы:
• Мама милая моя
• Самые близкие люди
• Чем можно дарить близким радость.
2.Разучивание песен, колыбельных,
3.Изготовление поделок в подарок родным.
4.Чтение сказок.
«Во саду ли в огороде» — тема на октябрь
месяц. Знакомить с тем, что растет на поле, в огороде. Прививать уважение к труду,
Познакомить с народными промыслами. • Экскурсия в огород детского сада.
• Выставка поделок из пластилина и рисунков. «Наш большой урожай»
• Театрализованное развлечение «Колосок» 1.Чтение потешек, поговорок, сказок.
2.Разучивание песен, хороводов. 3.Знакомство с игрушками народных промыслов.
4.Предметами сельхоз. труда.
«Мир, природа вокруг меня»- тема на ноябрь месяц

Прививать любовь к природе, животным, желание заботиться
о них. • Экскурсия в зимний сад детского сада,
Сюжетно–ролевые,
дидактические игры.
• Тематические занятия:
1.«Времена года»,
2.«Дикие и домашние звери» 1.Знакомство с растениями и животными, которые есть в саду, дома, на улице.
2.Составление рассказа «Мой пушистый друг» 3.Наблюдение за цветком, на окне.
«Новый год у ворот!» — тема на декабрь
месяц
Познакомить с зимними праздниками, доставить детям радость • Тематические занятия,
сюжетно–ролевые игры,
• Консультация для родителей «Праздники в саду и дома»
• Совместное с родителями развлечение
« Здравствуй Новый Год!» 1.Беседа о Рождестве,
2. Чтение рассказа «Первая елка». 3.Совместное изготовление украшений на елку. 4.Разучивание песен, танцев, хороводов к празднику.
«Сказка ложь,
да в ней намек» — тема на январь месяц Знакомить детей с устным и музыкальным народным творчеством. • Представление кукольного театра
«Заюшкина избушка»
• Выставка рисунков по р.н. сказкам 1.Чтение сказок.
2. Рисование любимых героев сказок.
3 Разучивание потешек, песен, отгадывание загадок.
«Папа — защитник и лучший друг» — тема на февраль месяц Прививать любовь к Родине, уважение к ее защитникам,
Объяснять понятие добро и зло. • Выставка рисунков.
• Концерт ко дню защитников Отечества.
• Тематические занятия 1.Чтение сказок, где добро побеждает зло.
2.Разучивание песен, танцев к концерту.
«Нет милее дружка, чем родная матушка» — тема на март месяц Знакомить с пословицами, поговорками, воспитывать любовь и уважение к женщине. • Тематические занятия, беседы, выставка рисунков «Моя мама»
• Развлечение «Мамин день -8–е марта» 1.Разучивание пословиц, поговорок,
2. Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
3.Беседы о маме,
4. Подготовка к концерту для мам и бабушек.
«Трень–брень
Гусельки»- тема на апрель месяц

Знакомить с русскими народными инструментами и приемами игры на них.

• Доминантные занятия.
• Игры, развлечение
«Пришел Петрушка с погремушкой»
Музыкально–дидактические игры.
1.Игра «Музыкальный оркестр»,
2. «Угадай на чем играю»
3. Импровизация на шумовых инструментах
под русские песни.

«Приходите в гости к нам» — тема на май месяц Воспитывать чувство эмоционального единения семьи.
Учить доброжелательным отношениям к ближнему, правилам поведения в гостях и дома
• Занятия, беседы.
Сюжетно–ролевые игры.
• Досуг совместно с родителями
« Приходите в гости к нам»
1.Совместное музыцирование с родителями на народных инструментах.
2.Совместное изготовление поделок.
3.Совместное разучивание песен, хороводов.

Примерное планирование с детьми 4–5 лет
Тема года: «Как у наших у ворот.
Познаю мир вместе со взрослыми»
Содержа–ние Задачи Формы работы Методы и приемы
«Родной очаг» — тема на сентябрь месяц Учить детей почитать членов семьи, помогать взрослым в домашних делах, прививать уважение к труду родителей. • Занятия, беседы.
Сюжетно–ролевые, дидактические игры.
• Досуг совместно с родителями «Папа, мама, я – дружная семья» 1.Чтение сказок, рассказов.
2.Знакомство с 5–ой заповедью Божией: «Чти отца и мать свою»
3.Рассказ о сиротах.
4.Приготовление подарков для сирот совместно с родителями.
«Забот–ливые люди»- тема на октябрь месяц Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь • Экскурсия на пищеблок, в прачечную, медицинский кабинет, к плотнику.
• Дид. игра
«Кому, что нужно для работы»
Сюжетно–ролевые игры.
• Выставка рисунков
«Все работы хороши…» 1.Беседы,
2.Чтение художественной литературы о профессиях,
3. Тематическое рисование.
«Мой любимый детский сад» — тема на ноябрь месяц Познакомить детей с историей детского сада, со всеми его участками, воспитывать желание поддерживать порядок, бережно относиться к оборудованию,
ухаживать за растениями.
• Прогулки,
• Оформление экологических тропинок на территории детского сада.
• Выполнение трудовых поручений.
• Вечер воспоминаний.
• Выставка рисунков.
• Развлечение «К нам гости пришли» 1.Просмотр фотографий.
2. Беседы,
3.Изготовление модели детского сада силами детей и родителей.
4.Рисование на тему «Мой любимый детский сад»

«С новым годом, с новым родом» — тема на декабрь месяц Дать представление о народных традициях духовных праздников, познакомить с семейными традициями • Занятия
• Утренники
• выставка «Символ года»
• консультация для родителей
«Праздники в саду и дома»
Конкурс Рождественских открыток.
• Совместная работа детей и родителей.
1.Подготовка к новому году
2. изготовление игрушек на елку. 3.Чтение рассказов о святом Николае.
4.Разучивание песен, хороводов,
колядок.
«Природа вокруг нас.
Особенности родного края» — тема на январь месяц Знакомить с животным и растительному миру родного края.
Воспитывать бережное отношении к природе. • Занятия
• дидактические игры,
• прогулки,
• труд на прогулке
• Работа над проектами. 1.Слушание классической музыки из цикла «Времена года»,
2.Наблюдение за животными, птицами. 3.Сооружение кормушек для птиц.
4. Чтение рассказов
5. Тематическое рисование.

«Обойди весь белый свет – краше Родины нет» — тема на февраль месяц
Знакомить с историей города,
его предприятиями,
почетными людьми. • Экскурсии,
• беседы,
Сюжетно–ролевые игры,
• выставки работ.
• Совместная работа детей и родителей.

1.Экскурсия в краеведческий музей.
2.Прогулка по улицам города.
«Не все коту масленица,
бывает и великий пост» — тема на март месяц Познакомить детей с традиционными русскими праздниками. • Развлечение «Масленица»
• Тематическая неделя «Широкая МАСЛЕНИЦА» 1.Чтение рассказа
«Чистота телесная и духовная»
2.Совместная работа педагогов и детей по подготовке к празднику.

«Пасха» — тема на апрель месяц Приобщать детей к духовному наследию предков. Познакомить детей с символикой росписи пасхальных яиц. • Комплексное занятие «Скорлупки расписные»
• Экскурсия в церковь Св. Иоанна Крандштадского 1.Беседа «Заповеди господни»
2.Беседа «Посещение храма»
3.Слушание пасхально–колокольных звонов.
«Весенний день год кормит» — тема на май месяц Знакомство детей с приметами весны и посевными работами в это время. Приобщение детей к коллективному труду. • Тематические занятия,
• трудовые поручения,
• дидактические, сюжетно–ролевые
игры. 1.Беседы о весенних работах в поле.
2.Посадка садовых культур в огороде.
3.Выращивание рассады для цветников

Примерное планирование с детьми 6–7 лет
Тема года: Духовное наследие предков

Содержа–ние Задачи Формы работы Методы и приемы
«Что такое доброта?» — тема на сентябрь месяц Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям • Занятия,
сюжетно–ролевые игры,
• совместные с родителями досуги,
• Выставки работ 1.Чтение рассказов,сказок.
2.Беседа «Любовь к ближнему и самому себе»
3.«Нравственность – добро и зло»
«Труд кормит, а лень портит» — тема на октябрь месяц Создание развивающей среды,
Закрепление знаний о разных профессиях,
урожае.

• Тематические занятия,
• трудовые поручения,
• дидактические,
сюжетно–ролевые игры,
• выставки работ детей и родителей
•. Развлечение «Хлеб всему голова» 1.Чтение рассказа «Плоды земные»
2.Создание картотеки загадок, пословиц о труде, наглядно–игрового материала.
3.Рисование, 4.Изготовление поделок из овощей и фруктов.
«Наследие России» — тема на ноябрь месяц Познакомить детей с русскими художниками,
Композиторами,
Писателями, поэтами. • Тематическое занятие «Сказка в музыке» 1.Рассматривание работ русских художников
2.Беседы о русских композиторах.
3.Чтение сказок,
стихов.
«С новым годом, с новым родом» — тема на декабрь месяц Дать представление о народных традициях духовных праздников, познакомить с семейными традициями • Занятия
• Утренники
• выставка «Символ года»
• консультация для родителей
«Новый год в кругу семьи»
• Конкурс Рождественских открыток.
• Совместная работа детей и родителей. 1.Подготовка к новому году
2.Иизготовление игрушек на елку. 3.Чтение рассказов о святом Николае.
4.Разучивание песен, хороводов,
колядок.
«Рождество Христово» — тема на январь месяц Приобщать детей к духовному наследию предков.
Познакомить детей с картинами русских художников и духовной и классической музыкой. • Рождественский концерт.
Занятие–беседа «Открой свою душу» 1.Беседа–рассказ об Иисусе Христе, Богородице.
2.Рассматривание картин художников.
3.Чтение рассказов: «Рождество
Христово»
«Крещение Господне»
4.Слушание духовной, классической музыки.
«Победа в воздухе не вьется – а руками дается» — тема на февраль месяц Пробуждать любовь и уважение к защитникам родины • Занятия
• Выставки
• Развлечение для пап
«Богатырская сила» 1.Рассматривание репродукций картин русских художников. 2.Чтение сказов, былин.
3.Беседы о добре и зле.
4. Сочинение сказки, где добро побеждает зло.
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Не все коту масленица,
Бывает и великий пост» — темы на март месяц Продолжать знакомить с пословицами, поговорками, воспитывать любовь и уважение к женщине.
Познакомить детей с традициями русских праздников. • Развлечение «Масленица»
• Тематические занятия. 1.Чтение рассказа
«Матерь господа нашего»
2.Чтение рассказа
«Чистота телесная и духовная»

«Пасха» — тема на апрель месяц Приобщать детей к духовному наследию предков. • Комплексное занятие «Скорлупки расписные»
• Экскурсия в церковь Св. Иоанна Крандштадского 1.Беседа «Заповеди господни»
2.Беседа «Посещение храма»
«День победы» — тема на май месяц Знакомство детей с героями Великой Отечественной войны и их подвигами. Воспитание патриотической гордости за Родину. • Встреча с ветеранами,
• Концерт в Доме ветеранов войны и труда 1.Чтение рассказа
«Защитники отечества»
2.Чтение былин, о богатырях, рассказы о героях войны.