Информационные технологии как инструмент управления и развития. Федорахина О. В., директор МОУ школа №32 г.о. Тольятти.

Информационные технологии как инструмент управления и развития.
Федорахина О. В., директор МОУ школа №32 г.о. Тольятти.

МОДЕРНИЗАЦИЯ. В. ПРАКТИКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(из выступлений академиков ОАТП на Круглом столе, Адлер 2010 )

Мы часто и много говорим о качестве образования. Развитие российской системы общего образования происходит под воздействием как собственно российских, так и глобальных мировых факторов. Одним из них стала информатизация. Без введения в повседневную жизнь школы компьютера, Интернет — технологий и современной коммуникации сложно будет говорить о повышении качества образования. Школа должна обеспечивать высокое качество обучения и воспитания, используя современные образовательные технологии, в том числе информационно–коммуникационные.
Миссия школы перевести обучающегося в режим развития, обеспечив ему тем самым в перспективе социальную мобильность, возможность самореализации в условиях информационного общества. С 2006–2007 учебного года наша школа работает над проектом «Внутришкольное единое информационное образовательное пространство, как базис для вхождения в информационное пространство». Целью проекта является создание единого информационного образовательного пространства, обеспечивающего эффективность и качество в достижении требований государственного образовательного стандарта, способствующего вхождению учащихся в современное информационное общество.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Формирование информационно–технологической инфраструктуры системы внутришкольного образования, включая систему учебно–методического обеспечения; обеспечение учебного процесса вычислительной техникой, программными средствами, средствами технического обслуживания. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая создание и внедрение в учебный процесс, наряду с традиционными учебными материалами, современных электронных средств.
2. Подготовка управленческих и административных кадров для образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе современные информационные технологии.
3. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в управлении деятельностью образовательного учреждения.
Сегодня в школе создан информационный ресурсный центр. Он включает в себя четыре зоны. Информационно–коммуникативную зону, зону информационных технологий, административную зону и зону формирования ключевых компетенций.
В настоящее время 96 педагогов школы овладели основами компьютерной грамотности. Значительная часть педагогов посетила курсы, расширяющие познания в современных технологиях. Использование возможностей Интернета помогает педагогам готовиться к тематическим классным часам, разрабатывать учебные и внеурочные проекты, пополнять свои методические копилки, сотрудничать с педагогами из других школ, участвовать в дистанционных Олимпиадах.
Работа, развернутая во всех зонах нашей школы, как ресурсного центра, позволяет сегодня транслировать наш опыт по использованию информационных технологий в сфере управления школьной средой и ее развития за счет ресурсов, предоставляемых ИКТ.
Администрацией были проведены обучающие семинары по методикам сбора информации и использования собранной информационного массива в своей деятельности. Классным руководителям было предложено выполнить поклассный анализ по разработанной структуре.
На основе собранных данных был проведен анализ образовательной деятельности в целом по школе. Так постепенно, благодаря нашей работе выстроилась целостная модель качества результата образовательного процесса, в рамках которой разработаны нормативные требования к составу, структуре и модели оценивания параметров качества результата образовательного процесса, как проектируемого системного представления о главном стратегическом компоненте внутришкольного управления. Разработаны электронные таблицы для сбора информации и дальнейшего анализа.
Сегодня в нашей школе каждый классный руководитель обладает достаточной информацией о показателях развития каждого ученика и класса в целом, способен выявить проблемы, определить их причины и скорректировать при необходимости результат. По итогам нашей работы мы выпустили практико–ориентированное пособие: «Управление по результатам, как ресурс качества образования».
В рамках проводимой в настоящее время экспериментальной работы нами предпринята попытка выстраивания модели оценивания качества профессиональной педагогической деятельности. Разработана структура основных компонентов педагогической деятельности и профессиональных должностных качеств педагога, требующих системы оценивания. Разрабатывается механизм оценивания с применением нового электронного инструментария.
Таким образом, созданный ресурсный центр, уже сегодня позволил: обеспечить позитивные изменения в количестве и качестве показателей мониторинговой информации о состоянии образовательной среды школы и достигнутых результатах; улучшить согласованность действий между структурными подразделениями школы; сформировать нормативную базу, обеспечивающую оптимальность условий деятельности школы во всем многообразии её организационных функций.