Храни нас наш лицей. Масневская Ф.П. директор лицея, г. Обнинск.

Храни нас наш лицей.
Масневская Ф. П. директор лицея, г. Обнинск.

МОДЕРНИЗАЦИЯ. В. ПРАКТИКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(из выступлений академиков ОАТП на Круглом столе, Адлер 2010 )

Вопрос, с которым я хотела бы перед вами выступить, поставлен в нашей экспериментальной программе, посвященной проблемам воспитания. Сформулировано название этой программы так: «Формирование ценностно–смысловой сферы школьника». Первоначально она была ориентирована на использование на уроках этики, но мы позволили себе расширить её действие на весь учебно–воспитательный процесс и на формирование индивидуального образовательного маршрута. Первое, что мы сделали еще 15 лет назад, это решили интегрировать в нашей лицейской среде учебный процесс и разветвленную систему внеклассной работы. В основу механизма объединения мы положили то, что каждый учитель в обязательном порядке взял на себя какую–то внеклассную работу, которая вытекает из его учебной деятельности.
Таким образом, мы разработали то, что назвали духовно–интеллектуальным полем лицея. Оно было связано с учебной деятельностью, не только с формированием нравственности, но и с теми стержневыми направлениями, которые в тот момент казались нам актуальными. Мы разработали целевые программы. У нас появилось научное общество учащихся, дискуссионные клубы, выросли очень интересные коллективы, пресс–центр, который сегодня занят изданием поэтических сборников учеников, научных работ, что делаются в стенах лицея. Поэтапно надо было поднимать и учителя через методические объединения, через методический совет. Оказалось, что постепенно работы наших учеников стали интересны и областным и республиканским конференциям, а учителя начали чувствовать себя настоящими научными работниками.
Но перед нами встал вопрос, как включить наших учеников в духовно–интеллектуальное поле лицея, как помочь им освоить ценности, которые мы предлагаем. Мы начали с простого. Первоклассникам и их родителям предложили написать маленькое сочинение об интересах ребенка, а на другой стороне этого листа напечатали перечень того, что есть в лицее, в чем проявлено и выражено наше духовно–интеллектуальное поле. Получается, что ребенок с самого прихода окунается не только в урочное обучение, но и получает возможность проявить себя во внеурочной деятельности. Определяя, в специальных формах, заполняемых на каждого ребенка, уровень его образования мы достигаем того, что не очень сильный в урочной деятельности ребенок получает более высокий уровень образования за счет внеурочной деятельности.
В результате мы живем единым духом и одними интересами. Мы давно не знаем что такое курящий ребенок. Мы не понимаем, как ребенок может быть обижен в стенах нашего лицея.