"ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ" Глушко И.В. ЗАТО Северск, Томской обл. МОУ "СОШ №88"

Уважаемые коллеги!
Одной из важнейших задач современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможности их удовлетворения; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего она зависит; умел делать выбор профессии.
Именно с этой целью в начальных классах вводится курс «Экономика для младших школьников». Он поможет нашим ученикам познать простейшие экономические истины, по которым живут люди, семья, общество, государство, развить экономическое мышление и проявить его в нравственно обоснованном поведении. Заниматься по этому курсу ребятам нравится.
Мы проводим деловые игры, где пытаемся вести себя как взрослые, пытаясь решить интересные экономические задачи. Но больше всего нам нравятся праздники о профессиях. Материал этих праздников я представляю вашему вниманию.
С уважением, Глушко И. В.

ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ
(праздник для ребят начальной школы)
Автор праздника – Глушко Ирина Викторовна, учитель начальных классов ЗАТО Севрск, Томской обл. МОУ «СОШ №88»
Цели: — воспитывать уважение к людям любой профессии;
— показывать значение трудовой деятельности в жизни человека;
— знакомить учащихся с разными профессиями.
Оборудование: — плакаты с пословицами о роли и значении труда;
— картины, фотографии, иллюстрации, отражающие разную трудовую деятельность людей;
— костюмы портнихи, врача, шофёра, учителя, пекаря;
— выставка работ учащихся, выполненных на уроках труда.
Ход праздника
У: Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о труде. А что же такое труд? Заглянем в «Словарь» С. И. Ожегова.
«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Труд – работа, занятие. Труд – усилие, направленное к достижению чего – либо. Труд – привитие умений и навыков в какой–нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности».
А согласно «Толковому словарю» Владимира Даля, труд – это «работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий, стараний, заботы».
А что же такое профессия? ( слово «профессия» записано на доске)
Д: Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
У: А какие профессии вы знаете?
(дети перечисляют известные им профессии)
У: А кем мечтаете стать вы?
(ученики читают стихотворение Льва Куклина «Когда мы станем взрослыми..»)
Ученик1: — Скорей бы стать нам взрослыми
Совсем, совсем серьёзными!
О чём мечтаем мы о чём?
Ученик 2: — Я сделаюсь шахтёром!
Ученик 3: — Я – фоторепортёром!
Ученик 4: — А я… А я – зубным врачом!
Ученик 2: — Профессии чудесные, земные и небесные!
Каких на свете только нет!
Ученик1: — Я буду инженером!
Ученик 2: -Я — милиционером!
Ученик 3: — А я….Пока ещё секрет!
Ученик 4: — Когда мы станем взрослыми –
Умелыми, серьёзными –
То всё нам будет по плечу!
Ученик 3: — Я стану агрономом!
Ученик1: — А я вот астрономом!
Ученик 2: -А я… Я в космос полечу!
Ученик 3: — Товарищи родители!
Вот мы растём – строители.
А время убыстряет бег…
И будущее – с нами,
И славными делами
Мы встретим двадцать первый век!
У: Конечно, если хочешь кем–нибудь стать – то нужно многому учиться. Не зря в народе говорят: «Грамоте учиться всегда пригодится. (текст пословицы находится на доске). А какие пословицы о труде знаете вы?
Д: — Кто любит труд, того люди чтут.
 — Маленькое дело лучше большого безделья.
 — Мало хотеть – надо уметь.
 — Терпенье и труд всё перетрут.
 — Глаза страшатся, а руки делают.
 — Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
 — Труд кормит, а лень портит.
У: Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают.
(Дети читают стихи. Они в костюмах портнихи, врача, шофёра, учителя, пекаря. Монтаж записан в виде киносюжета.)
Ученик 1: — Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной:
 — Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
Ученик 2: — И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой!
Ученик 3: — Подумайте, что было бы
Когда сказал бы врач:
 — Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Ученик 4: — Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Ученик 5: -Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
 — Возить людей не хочется, –
И выключил мотор.
Ученик 6: — Троллейбусы, автобусы,
Засыпаны снежком.
Рабочие на фабрику
Ходили бы пешком.
Ученик 7: — Сказал учитель в школе бы:
 — Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Ученик 1: — Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли.
Ученик 2: — Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает никто и никогда!
И люди не откажутся от нужного труда!
Ученик 3: — Учитель обязательно
Придёт наутро в класс.
А пекари старательно
Хлеб испекут для нас.
Ученик 4: — Любое дело выполнят,
Что им не поручи,
Портные и сапожники,
Шофёры и врачи!
Ученик 5: — Мы все семьёю дружною
В одной стране живём
И каждый честно трудится
На месте на своём!
Ребята исполняют песню «Столяры», слова О. Высотской, музыка М. Красева.
У: Приготовьтесь слушать внимательно стихи–загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
1 Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: -Поскорей!
— Уколю, — грозится ёж, -
Если снимка не пришлёшь! (фотограф)
2 Краску жёлтую, лиловую
Я в ведёрке растворю
И домам одежду новую
К новоселью подарю! (маляр)
3 Опять зажигает над улицей
Зелёный огонь светофор,
И в каждой кабине волнуется
Надёжный товарищ …(шофёр)
4 Даже в хмурую погоду
Эти люди лезут в воду!
Светит лампа на спине –
Человек стоит на дне! (водолаз)
5 Кладёт кирпич за кирпичом
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём
Всё выше, выше новый дом. (строитель, каменщик)
6 Пускай лекарство пить не нужно
Пускай чуть–чуть болят уколы,
Ты к ней придёшь больной и грустный
Уйдёшь здоровый и весёлый. ( медсестра)
7 Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук! (сапожник)
Разыгрывается сценка «Сапожник».
Действующие лица: САПОЖНИК, ВЕДУЩИЙ, ДАША, ВОВКА, ДЕТИ.
Оборудование: стульчик, табурет, молоток, шило, большая игла с ниткой, тюбик с клеем, фартук, пара туфель, кроссовки, другая обувь.
Сапожник в фартуке сидит на стуле, рядом – табурет, на котором разложены инструменты. Сапожник стучит молоточком по туфле.
Ведущий:
Молоточком тук-тук–тук!
Целый день под этот стук
Всех сапожник удивляет
Мастерством умелых рук.
(Появляется Даша с туфлями в руках.)
Вот к нему примчалась Даша.
Даша:
Мои туфли просят каши.
Вы скорей их посмотрите,
Если можно, почините.
Ведущий (подходит к сапожнику, заглядывает через плечо, наблюдает за тем, что тот делает) :
Мастер в руки туфли взял,
Молоточком постучал.
Здесь зашил и там подклеил
И обратно их отдал.
Даша ( получив туфли, ахает, прижимает их к себе и убегает):
Туфли просто не узнать,
Хоть на праздник надевать!
Ведущий:
Прихромал затем друг Вовка,
На ногах одна кроссовка.
Появляется Вовка в одной кроссовке. Ведущий со смехом показывает на босую ногу.
Вовка:
Очень я люблю футбол,
Только мне удался гол,
Как подмётка отвалилась,
Еле к вам сюда дошёл.
(Подаёт кроссовку Сапожнику, наблюдает за починкой.)
Ведущий:
Что ж поможет он и Вовке.
(Сапожник( протягивает кроссовки Вовке):
Получай свои кроссовки,
Поскорей их надевай,
Аккуратней впредь играй!
(К Сапожнику подходят другие дети, отдают ему обувь по очереди, уходят.)
Так народ весь день идёт,
Обувь разную несёт:
Туфли, сапоги, ботинки –
Ведущий:
Нет у мастера заминки.
(Опять заглядывает Сапожнику через плечо.)
Режет, клеит, зашивает,
Снова всех он обувает.
(Появляются дети, получают обратно «готовую» обувь.)
Из–под добрых этих рук
Только слышно: «Тук-тук–тук!» Все выходят на поклон.
У: Вы, наверное, устали и чуть–чуть бы поиграли. Покажите движение за нами и закончите фразу. (проводится физминутка)
Трактор водит -…(тракторист) В доме свет провёл -…(монтёр)
Электричку — …(машинист) В шахте трудится -…(шахтёр)
Стены выкрасил — …(маляр) В жаркой кузнице -…(кузнец)
Доску выстругал -…(столяр) Кто всё знает -…( молодец)!
Дети исполняют песню «Всегда найдется дело для умелых рук!» муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсона или «Урожай собирай» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
У: Ребята! Давайте посмотрим какие у вас умелые руки!
(Проводятся конкурсы 1. «Почисти картошку», 2. «Пришей пуговицу», 3. «Собери сестрёнку на прогулку», 4. «Забей гвоздь».)
Дети исполняют песню»Всё сумею сделать» муз.А. Лепина, сл. С. Михалкова
У: Молодцы! Вы знакомы со многими профессиями. Правильно их отгадывали, узнавали. Многое умеете делать своими руками. Это и по выставке ваших работ видно.
Ученики исполняют частушки:
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построишь города .(последние 2строчки повторяются дважды)

Слышен грохот под землёй –
То шахтёр пошёл в забой.
Без работы, без труда
Не добудется руда. .(последние 2строчки повторяются дважды)

Экскаватор зашагал –
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдёт в поля вода. .(последние 2строчки повторяются дважды)

В корпусах станки стучат –
Человек работе рад.
Попевая, шепчет рожь:
-Без труда не проживёшь! .(последние 2строчки повторяются дважды)
Ученик 1: Вот закончился, ребята
О профессиях рассказ.
Выберете вы когда–то
Подходящую для вас.

Ученик 2:
Но не будем торопиться
Можно только помечтать.
Надо много всем учиться,
Чтоб специалистом стать!

Ученик 3: Чтоб потом гордились вами,
Вашей хваткой трудовой,
Чтобы были мастерами
Вы в профессии любой!
У: Дорогие друзья! Мы провели с вами чудесный праздник. Готовясь к нему, вы многое узнали о труде взрослых.
Только тот счастлив, кто своим трудом радует других. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. О таком человеке говорят, что он – мастер – золотые руки. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в жизни. Помните, что все профессии нужны, все профессии важны!
Литература:
«Начальная школа», журнал, 1975г. — №8.
«Начальная школа», журнал, 2005г. — №5.
«Педагогический совет», журнал, 2002г. — №6.
Буровик А. А. «Родословная вещей», М. Знание, 1991г.
Л. Куклин «О профессиях» (сборник стихов)
«Затейник», журнал, 2004г. -№6.