Развивающее обучение: реальная образовательная практика. И. В, Глушко, ЗАТО Северск, Томской обл. МОУ СОШ 88

Развивающее обучение: реальная образовательная практика.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №88».

В сказке Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» есть замечательный диалог. Алиса интересуется:
—  Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
И слышит голос в ответ:
—  Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти…
Говорят, что педагогика – это наука о пути, по которому идут к ребёнку. Время, которое проводит ребёнок в нашей школе – это время встреч, время завязывания отношений, время формирования самоуважения, это целый отрезок жизни. Наша школа создаёт уникальную ситуацию, требующую от него прежде всего личностного развития. А мы, учителя, можем и должны помочь ребёнку познать себя, самоопределиться,и,по возможности, самореализоваться. А для этого у нас в руках уникальный «инструмент» — концепция развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова.
Основой моего понимания сути РО является теория учебной деятельности и её субъекта. Своеобразие УДЕ в том, что в процессе её осуществления младший школьник усваивает теоретические знания. Их содержанием является происхождение, становление и развитие какого–либо предмета.
Учебная деятельность состоит из таких компонентов, как учебные потребности, мотивы, задачи, действия и операции. У детей она формируется в течение ненскольких лет школьной жизни, особенно интенсивно в начальных классах. Полноценная УДЕ формируется тогда, когда младшие школьники систематически решают учебные задачи.
Главная особенность такой задачи состоит в том, что при её решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определённого класса, которые в последующем решаются школьником как бы «с хода» и сразу правильно. Усвоение младшими школьниками теоретических знаний в процессе решения учебной задачи предполагает выполнение анализа, планирования и рефлексии содержательного характера.
Носителем У ДЕ является её субъект – именно ему принадлежит её содержание и структура. Младший школьник как субъект выполняет собственную У ДЕ первоначально вместе с другими детьми и с помощью учителя. Развитие субъекта в У ДЕ происходит в самом процессе её становления, когда ученик постоянно превращается в учащегося, то есть в человека изменяющего и совершенствующего самого себя. Чтобы изменять и совершенствовать самого себя, ребёнок должен, во–первых, знать освоих ограниченных возможностях в чём–либо, во–вторых, стремиться преодолевать свою собственную ограниченность, т. е ребёнок должен рефлексировать.
Приобретение ребёнком потребности в УДЕ, мотивов учебных действий способствует формированию у него желания учиться. Овладение учебными действиями, в помощью которых решаются соответствующие задачи, формирует у ребёнка умение учиться.
Именно желание и умение учитьсяхарактеризует младшего школьника как субъекта У ДЕ, обладающего вместе с тем такими личностными качествами как самостоятельность, инициативность, ответственность.
Отмечу, что первоначально дети выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении учебной задачи и вместе с тем проводят диалоги и развёрнутые дискуссии по вопросам выбора лучших действий, лучшего пути решения. Здесь рассмотрено не развивающее обучение «вообще», а только такой его тип, который нацелен прежде всего на развитие у младшего школьника основ теоретического мышления, на развитие у них творчества как основы личности.
Вот уже 20 лет я остаюсь сторонницей этой технологии потому, что она даёт возможность изменить не только ребёнка, но и самого учителя. Я учусь постоянному доброжелательному общению со всеми учениками, учусь уважать каждого, независимо от его первоначальных успехов и реальных достижений. Учусь создавать в классе атмосферу творчества. Я пытаюсь разбудить в ребёнке желание раскрыть самого себя, не боясь непонимания, собственных ошибок, негативной оценки.
Я учусь поощрять индивидуальные продвижения в развитии ученика, оценивать уровень каждого непосредственно в учебном процессе. Темп его продвижения и индивидуальную направленность развития. Мне интересно установить причины возможных неудач ребёнка и скорректировать его дальнейший интеллектуальный рост.
Работая в РО, я осознала, что Настоящий Учитель не будет сортировать: это мне пригодится, а это нет. Он использует всё, с чем ребёнок пришёл в школу – от кукол до убеждений. Он не станет ломать, крушить, героически бороться, растрачивая свои и детские нервы, а просто повернёт и направит в нужную сторону.
На мой взгляд, учитель РО – проводник и помощник на сложном пути обучения предмету, и проходит он этот путь с каждым ребёнком, помогая и поддерживая. Учитель видит весь «маршрут» движения ребёнка, планирует его от «настоящего» к «будущему». А в процессе этого пути учитель всё время делает и себя.
Это невероятно интересно и увлекательно. Я не раз наблюдала на уроке рождение своего рода чуда, когда в результате совместных усилий учителя и детей трудность превращается в открытие.
Рядом со мной не просто коллеги, а единомышленники, значит, двигаемся мы « в одной связке». Мы знаем, куда хотим прийти. А «дорогу осилит идущий». Главное, спотыкаясь, на плакать над первыми трудностями, а идти дальше. От ударов больно, но они позволяют расти личности. Я желаю себе и своим коллегам мужества, ни о чём не жалеть, а изменяться и расти дальше.