Использование технологии модульного обучения на уроках географии. В.Е. Березовик, МОУ "Гимназия"г. Чернушка

Вера Евгеньевна Березовик
учитель географии
МОУ «Гимназия» г. Чернушка Пермский край
Использование технологии модульного обучения на уроках географии в
6 классах как средство развития самостоятельных навыков учащихся

Одна из главных проблем современной школы – результативность учебного процесса. Существующие традиционные методы и приемы недостаточно полно и эффективно дают возможность учащимся усвоить знания по программному материалу. Модульное обучение, на наш взгляд результативнее, так как способствует развитию специальных предметных навыков, ведет к изменению функций преподавателя: он становиться консультантом, собеседником учеников. Внедрение модульной технологии становиться актуальным, так как используемые приемы, основанные на деятельностном подходе, способствуют формированию у учащихся учебно–позновательной компетентности.
Одна из главных задач современной школы – это эффективность учебного процесса. Он должен стать информационно ёмким, целенаправленным. Для реализации этой задачи использование только традиционной классно – урочной системы недостаточно, необходимо применять современные педагогические технологии, которые активизировали бы учебную деятельность и развивали предметные компетенции учащихся. Разрешить указанную проблему, на мой взгляд, поможет технология модульного обучения.
Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде учебных элементов. Данная технология позволяет осуществить дифференцированный подход в изучении, но не на всех уроках, а только на наиболее сложных, так как в основе уроков лежит базовый уровень знаний, соответствующий государственному образовательному стандарту.
Данная технология позволяет:
— освободиться учителю от чисто информационной функции в пользу консультативно – координирующей;
— создать условия для совместного выбора педагогами и учащимися оптимального пути обучения;
— формировать умения самостоятельного учения;
— развивать рефлексивные способности учащихся.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, который включает:
— законченный блок информации;
— целевую программу действий ученика;
— рекомендации учителя по ее успешной реализации.
Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, составляющая целостность и законченность в какой–либо логике и сопровождаемая контролем усвоения:
— Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые проводятся последовательно.
— Главное предназначение модуля – развивать мышление, осознание человека.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
— Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью;
— Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули, где учитель выступает в качестве консультанта – координатора;
— ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.
Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, самоконтроль и взаимоконтроль — черты присущие модульной технологии.

Урок 4 (Атмосфера)
Тема: Атмосферное давление

УЭ – 0
2'
Вход:
1. Что называется атмосферой?
2. Какое вещество образует атмосферу?
3. Назовите газы, входящие в состав воздуха
4. Чему примерно равна толщина атмосферы?
5. Как вы считаете : имеет ли воздух вес?
УЭ – 1
7'
Цель: познакомиться с понятием атмосферное давление
Работа с учебником §38 раздел 1
Найдите ответ
1. Чему равна масса 1мВвоздуха над уровнем моря?
2. С какой силой давит воздух на площадку в1см.В? Запишите в тетрадь:
….кг. …гр.
3. Найдите, с какой силой воздух давит на человека, если площадь его тела равна примерно 6000 см.В?
4. Почему человек не ощущает давления воздуха?
5. Что называют атмосферным давлением?
6. Запишите в тетрадь обозначение атмосферного давления Р 

УЭ – 2
12'
Цель: Познакомится с приборами и способами измерения атмосферного давления. Продолжить работу над умением составлять схемы.
Работа в тетради
Сделайте в тетради рисунок 1 и читая текст (§38 раздел 2), стрелками покажите как будет меняться Р в разных точках.

Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки,
запаянной сверху и сосуда с ртутью. В стеклянную трубку
Торричелли налил ртуть, затем перевернул трубку. Сначала какое–то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Это было в пункте А. Ученый поднялся в точку В. Что произошло с ртутью в трубке? В точке С ртуть начала…, а когда Торричелли поднялся в точку D ртуть сильно……

1) Почему уровень ртути в трубке менялся с высотой?
2) Как бы на этот вопрос ответил ученый?
Следует отметить, что стеклянную трубку высотой 1 м. Торричелли разделил на 1000 частей.
Рисунок 1 3) Чему равняется 1 часть?
4) В каких единицах измеряется атмосферное
давление?
Работа с учебником §38 раздел 2
Прочитайте раздел и заполните схему в тетради
Выберите данные и расставьте их в схеме: 740 мм.рт.ст., 739 мм.рт.ст,.
760 мм.рт.ст., 780 мм.рт.ст., 795 мм.рт.ст.,
5) Что такое анероид?
6) Как он устроен?

УЭ – 3
10'
Цель: выяснить причины, влияющие на изменения атмосферного давления
Работа в парах
Работа с учебником §38 раздел 3
Прочитайте раздел и дайте друг другу ответы на вопросы:
1. Что обнаружили первые воздухоплаватели, поднявшись вверх?
2. Какова закономерность изменения атмосферного давления при подъеме вверх?
3. Что происходит с воздухом при нагревании?
4. Что происходит с воздухом при охлаждении?
5. Сделайте вывод : какие еще причины влияют на изменения атмосферного давления ?
Запишите в тетрадь, вставив недостающие слова:
а) при нагревании воздух… и давление…
б) при охлаждении воздух… и давление…

УЭ – 4
9'
Выход
1) Дайте ответы на вопросы 1,2,3,4 на стр. 115–116 учебника
2) Решите задачи:
а) Какова вершина горы, если у подножия атмосферное давление
765 мм.рт.ст., а на вершине 720 мм.рт.ст.?
б) На поверхности шахты, глубиной 200м., атмосферное давление
752 мм.рт.ст. Определите давление на дне шахты.
в) Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?
3) Что вы узнали сегодня на уроке?
4) Какова была цель урока и достигли вы её?
5) Что вы должны знать?
6) Что должны уметь?
7) Что показалось вам наиболее трудным на сегодняшнем уроке?
Выберите домашнее задание:
1) если вы все задания выполнили правильно, то прочитайте §38 ;
2) если вы допустили незначительные ошибки, то прочитайте в §38 особенно внимательно тот раздел, в котором у вас были ошибки ;
3) если вы допустили многочисленные ошибки и испытали трудности при выполнении заданий, то прочитайте §38, ответьте на вопросы в конце параграфа, проработайте учебный модуль.
Желаю успехов!