Разработка урока: Матушка-кормилица почва. Охрана почвы. Т.С. Севастьянова. МОУ "Гимназия",г.Чернушка, Пермский край

Севастьянова Тамара Степановна,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия», г.Чернушка, Пермский край
Тема урока: Матушка–кормилица почва. Охрана почвы.
(Окружающий мир, 3 класс)
Цели урока: Познакомить учащихся с культурой обработки почвы, возможными разрушениями плодородия почвы и способами его восстановления; показать важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения; продолжить развитие логического и абстрактного мышления, воображения, речи; воспитывать уважение к труду земледельцев.
Учебные материалы:
Учебник «Окружающий мир»3класс(ч.1) авт. О. Г. Поглазова, В. Д. Шилин.,2010
Пословицы,
Таблица «Пути охраны почвы»,
модель «Поверхность Земли»,
таблички–опоры с терминами,
рисунки с изображениями предметов живой и неживой природы,
карточки с текстами.
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
Мы часто встречаемся с пословицами и не перестаём удивляться народной мудрости, умению подмечать те или иные явления, события и передавать свой опыт в своеобразных изречениях.
Вот и сегодня открывает наш урок народная пословица: Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
 — Какое необычное слово заметили? Что оно означает?
(Лелеять–нежить, заботиться о ком–то, т.е. относиться с любовью).
 — А что означает слово жалеть?
(Жалеть- а)сострадать, чувствовать жалость
б)беречь, щадить). А на Руси ещё говорили: «Жалеть — значит любить».
-Как можно объяснить выражение «земля жалеет»?
-Как можем прочитать эту пословицу иначе, используя синоним «любовь»?
Кто о земле заботиться, того земля и любит.
*** Чёрная, сыпучая, в поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать и сажать.
-О чём идёт разговор в загадке? (о земле)
-Объясните, как вы понимаете значение слова земля?
( а) Планета в) Суша
б) Родина г) Почва)
-А к какому из значений подходит наша загадка?
Сегодня на уроке продолжим разговор о почве. Постараемся выяснить, что даёт почва людям, а люди- почве, и на основе этих выводов доказать, верно ли гласит пословица «Кто землю лелеет, того и земля жалеет»?
3.Проверка домашнего задания.
А)Блиц–опрос:
Верно ли, что 1) почва–слой земли? (Нет. Плодородный)
2) почва состоит из песка и глины? (Нет. +вода+перегной+соли)
3)основное свойство почвы — плодородие? (Да)
4)на плодородие почвы влияет наличие в ней воды? (Нет.Перегноя)
5) почву можно отнести к неживой природе? (Нет. В почве
соединяются живая и неживая природа).
-С чем сравнивают почву и почему? (С многоэтажным домом).
-Кого можно встретить в этом доме?
Многие люди брезгливо относятся к дождевым червям и нередко даже
уничтожают их. Докажите, что дождевые черви заслуживают бережного
отношения к ним.
Б). Проверим ваши «рассуждалки» об обитателях почвы.
(Задание: Продолжить мою фразу: «Если это -…………., то ……..).
В)Заслушивание сочинённых сказок по теме: «Путешествие по тёмному царству».
Г). Прочитать вывод и исправить ошибки:
Благодаря неутомимой работе живых организмов, земля засоряется остатками погибших растений и животных, а почва пополняется водой и воздухом.

(не засоряется; пополняется перегноем и минеральными солями)
Д) А сейчас представим себя художниками.
1)Мы — реалисты, т.е.живём в настоящем времени. Какие краски можем взять
для изображения картины и что можем нарисовать на земле?
2)Мы — фантасты. Какие краски используем? Что изобразим?
-На какой земле вы бы хотели жить? Почему?
Вывод: Чтобы жизнь на земле продолжалась, нужно любить землю и заботиться
о ней.
-Как в народе называют землю? (–кормилица, матушка, чудесная кладовая)
Говоря так о земле, люди, конечно же, имели в виду почву.
4.Работа над новым материалом.
-Почему почву называют кормилицей?
-Какое значение имеет почва в жизни людей?

Почва людям
даёт:
Продукты питания Строительные материалы
Одежду (лён…) Воду (родники,…) Полезные ископаемые
Лекарства (лекар. раст.) Красоту Воздух (растения…)

Вывод: Почва обеспечивает жизнь людей.
-Посмотрим, чем люди могут порадовать почву. Почва — одно из главных богатств
нашей страны, поэтому люди заботятся о её плодородии.
-А от чего зависит плодородие почвы? (От способности пропускать воздух,
способности удерживать воду, от количества минеральных солей и перегноя).
«Какова земля, таков и хлеб», гласит народная пословица.
-Что же можно сделать для повышения плодородия почвы? Какие осенние,
весенние работы выполняют ваши родители? Почему осенью полевые насекомые
«обижаются» на добросовестных работников сельского хозяйства?
*** При осенней перекопке комки не разбивают, т.к. зимой лучше
задерживается снег, а весной почва хорошо пропитывается водой. Рыхлят перед
посевом. Это помогает сохранить влагу и обогатить почву воздухом. В рыхлой
почве лучше прорастают семена, хорошо развиваются корни растений.
Перекопка, рыхление

***.Подумайте и объясните, в чём причина такого явления:
В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения.
Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы, оказалось, что в одном из них почва была тёмная, а в другом — сероватая. Определите, в почве какого цвета выросло большое цветущее растение. Почему?

–А что же делать с почвой из второго горшка?
«Земля хоть и кормит, но и сама есть просит» — что это значит?
(Необходимо вносить в почву удобрения, чтобы пополнить запас минеральных
солей.)
-А что вы знаете про удобрения? Что используют ваши родители?
-Пользуются двумя способами:1).Люди используют удобрения, изготовленные на
заводе. Их обычно вносят в почву весной перед посевом. 2).Вносят природные
удобрения. — Какие? (Навоз, торф, куриный помёт).
«В поле свёз навоз- с поля хлеба воз».
Делают травяной компост. Природные удобрения вносят осенью.
Удобрения

*** Люди обратили внимание на то, что даже хорошо удобренная почва даёт
плохой урожай, если культуры сеять на одно и то же место. Допустим, из года в год
садить на одну и ту же грядку лук. Что будет?
-Что делают родители? (Меняют культуры).

Севооборот–смена культур на определённых участках земли

*** «Снегу надует — хлеба прибудет».
-А какое отношение эта пословица имеет к нашему уроку? Узнаете, прочитав на
136 стр.учебника.
Снегозадержание–способ увеличения снежного покрова

*** Оцени ситуацию: В низинах, в болотистых местах почва удерживает много
воды. Как это влияет на развитие растений? Что нужно делать в таких случаях?
Осушение — мелиоративные работы

Итак, мы выяснили, что может радовать почву:1.–Перекопка, рыхление.
2.–Удобрения. 3.–Севооборот. 4.–Снегозадержание. 5.–Осушение.
***–А есть ли у почвы враги? Какие?
Овраги.
Они разрушают плодородные земли: вода размывает землю, не закреплённую
корнями растений.
-Как можно бороться с оврагами?
-Подумайте, о чём говорят такие факты: Сильные ветры могут унести слой
. почвы толщиной до 20 см. После такой «работы» ветра на этом участке долгие
годы не растут растения. ( 20 см почвы образуется за 5–6тысяч лет)
-А как можно снизить скорость ветра?
(Сажают лесозащитные полосы).
***Радует почва людей своими посадками, хороший урожай созревает на полях,
в садах и огородах. Да вот напасть какая–то приключилась. Стали растения себя
плохо чувствовать, т.к. стал их кто–то подъедать, повреждать, душить. Кто же это?
-Как люди борются с сорняками и вредителями?
-Используют ядохимикаты.
Но увлеклись люди, стали без меры пользоваться ядами. Взмолилась почва:
«Пощадите меня!» Как вы думаете, о чём могла почва просить людей?
(Использовать ядохимикаты в меру. Для борьбы с вредителями можно
использовать и растения. Узнать у родителей, чем они пользуются).
***Оцените ситуацию:
На поле выгрузили целый грузовик химических удобрений. Эта куча пролежала весь год, после чего её убрали. Как вы думаете, хорошо ли будут расти на этом месте растения?

Избыток удобрений вреден, т.к накапливается в почве избыток солей.
Растения, растущие на такой почве, содержат нитраты — вредные для организма
человека вещества.
***Самостоятельное чтение стр.137
-Какую картину вы представляете при слове «свалка»?
Брошеная бумага может лежать в почве до полного разложения от 2 до 10 лет,
консервные банки -> 90лет, фильтр от сигарет–100лет, полиэт. пакеты–>200лет,
пластмасса -500 лет, стекло>1000 лет.
-А что же делать? Куда деть отходы?
а) Переработка отходов.
б) Учёные пытаются найти и даже развести таких микроорганизмов, которые бы
смогли поедать «несъедобные» для всех отходы и при этом не вредить почве .
в) Не устраивать «стихийные» свалки. А в нашем городе таких свалок много.
*** У нас в городе идёт строительство домов.
 — Представь себе, что ты- руководитель стройки. Какое распоряжение ты
должен дать прежде, чем начнут рыть котлован?
(Убрать верхний слой, а затем использовать для озеленения.) Точно так же
нужно делать при добыче полезных ископаемых. Недаром говорится:
«Земля заботу любит».
***Представь, что на нефтепроводе произошёл разрыв и большое количество
нефти вылилось. Какая беда может произойти? (Уничтожится плодородный слой).
Учёные подсчитали, что требуется 2 тыс.лет для образования слоя почвы толщиной
5см.
. Аварии, экологические катастрофы.
-Мы с вами узнали, чему радуется почва и чему огорчается. А кто же в основном
её огорчает? (Человек).
_Послушаем, на что может пожаловаться почва Чернушинского района.
(Сообщение ученика).
Вывод: Почву нужно беречь потому, что «Почва_ дороже золота».
5.Самостоятельная работа.
Выбери правильные советы, как сохранить плодородие почвы:
1.Вносить много минеральных удобрений.
2.Тщательно рыхлить.
3.Сжигать опавшие листья растений.
4.Поливать по мере надобности.
5.Не использовать тяжёлую технику для обработки.
6.Уничтожать сорняки ядохимикатами.
7.Копать дренажные канавы для отвода лишней воды.
8.Чередовать посевные культуры.
9.Не уничтожать дождевых червей.
10.Все бытовые отходы закапывать в землю.
11.Удобрять почву перегноем.
12.Не засорять почву не разлагающимися в ней отходами.
Ключ: 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12.
6.Итог урока.
Сегодня мы с вами провели исследовательскую работу: выяснили, что даёт почва
людям; выявили причины, которые ведут к разрушению почвы и рассмотрели
пути охраны почвы.
-Подумайте, что будет, если убрать один из элементов нашей модели? ( Например,
севооборот или снегозадержание).
-А мы вернёмся к нашей пословице
«Кто землю лелеет, того и земля жалеет».
-Правильно ли она звучит? ( Кто по — хозяйски относится к почве, того и она
благодарит своим плодородием).
-А люди каких профессий связаны с почвой? (Агрономы, почвоведы……)
Возможно, кто–то из вас в будущем выберет профессию, связанную с матушкой–
землёй и, надеемся, будет к ней бережно относиться.
7.Домашнее задание (на выбор):
А) Предложить: как помочь городу быть всегда чистым и красивым.
Б) Создать знаки охраны почвы и защитить их
Г) Написать письмо «Матушки–земли» к людям (просьба, жалоба, пожелание).

Некоторые

Некоторые растения очень полезны для человека и животных, другие вредны. Особенно вреден олеандр, из–за могут быть отравления.