Летний лагерь труда и отдыха как средство социализации школьников. Александра Бурангулова,МОУ «Гимназия», г.Чернушка

Александра Бурангулова педагог–организатор МОУ «Гимназия», г.Чернушка. Пермский край

Летний лагерь труда и отдыха

как средство социализации школьников.
/Тезисы из методической работы/
Концепция модернизации российского образования до 2010 года (распоряжение Правительства РФ № 1756–р, п 2, 29.12.2001.) определяет цели и основные задачи модернизации образования в России. Согласно Концепции, задача современной российской школы – формировать новые жизненные установки личности, так как современному обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, динамизму, конструктивизму, ответственности. Чтобы каждый выпускник школы стал таким, ему нужно помочь адаптироваться к условиям окружающей жизни, т.е. социализироваться. Каждый педагог гимназии должен определить свой вклад в решение этой проблемы через работающую в гимназии программу социально–экономического воспитания учащихся, программу «Развития личности каждого гимназиста как условие формирования нового качества его образования», через компетентностный и деятельностный подходы к образованию.
Как педагог–организатор я активно использую возможности дополнительного образования и летний лагерь труда и отдыха для социализации учащихся. Целью моего исследования было определение влияния ЛТО /предмет исследования/ на формирование личностных качеств, ключевых компетентностей старшеклассников и уровня их социализации /объект исследования/.
Много лет, занимаясь работой летнего лагеря труда и отдыха, в качестве приоритетных я ставила следующие задачи:
-создать условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации учащихся,
— способствовать развитию их творческих и организаторских возможностей,
— формировать у старшеклассников компетентности, обеспечивающие социальную успешность выпускника школы.
Свою гипотезу: если программа лагеря труда и отдыха не является лишь набором развлекательных мероприятий и неинтересного труда подростков, если ЛТО погружает своих участников в интересную ролевую игру, позволяющую им познать реалии современной жизни, если в трудовом общественном объединении подростков имеются условия для развития и реализации их возможностей, такому лагерю под силу формирование у школьников личностных качеств и ключевых компетенций, обеспечивающих их социальную успешность, я доказывала через изучение материала по социализации школьников как цели современного российского образования.
Слово социализация означает развитие человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Оно очень обширно наполнено такими понятиями как социальный, социальный статус, социальное воспитание, социальная адаптация, результатом социализации является социализированность, т.е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Академик РАО. В. Г. Онушкин утверждает, что сегодня грамотность человека должна рассматриваться не только с позиций программных требований школьных предметов, сколько с позиций социальной адаптации человека, уровня его социализации. Учёт составной части Я–концепции – самооценки так же важен при планировании работы в ЛТО. В лагере оказалось возможным пронаблюдать формирование основных компонентов самооценки: установки на оценку своих возможностей; отношение к допущенным ошибкам, собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении; отношение к достижениям других. Для формирования правильной самооценки подростка в лагере, педагоги должны создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки. Анализ собственной деятельности в лагере даёт возможность подростку по – новому оценивать свои личностные качества; более обоснованно судить о себе. Это активно способствует работе подростка по саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации и по адаптации в окружающем мире.
Школа и летом остаётся образовательным пространством, только на первом плане её деятельности не изучение программы учебных дисциплин, а погружение учащихся в особую творческую атмосферу, которая учит их взаимодействовать с другими социальными объектами, учитывать их планы, правила, нормы поведения. ЛТО является образовательным пространством социальной адаптации школьников. Основой деятельности ЛТО является производительный труд, который приносит позитивные впечатления, повышает самооценку, ответственность за результаты труда. Наш ЛТО учит подростка планировать карьеру: сегодня экономике нужны люди с предпринимательскими качествами, поэтому мало быть исполнительным, надо обязательно быть инициативным. Мы учим подростка организовывать, управлять, чтобы впоследствии успешно вести своё дело. Самоопределение подростка будет полноценным, если ещё в школе мы даём ему возможность попробовать себя в различных сферах социальной практики. Уже десять лет в нашей школе живёт и работает политико–экономическая игра «Демократическая республика», автор А. Прутченко. ЛТО является составной частью этой игры, которая обеспечивает условия для социальной адаптации будущих выпускников школы. В основе деятельности нашего лагеря лежит профильный бизнес. Здесь подростки учатся жить и быть эффективными в самом настоящем гражданском обществе – обществе рыночных отношений и новой культуры взаимодействия личности с государственными, частными и общественными организациями. Хочу отметить, что ЛТО – это и культурологическая среда. Условно её можно разделить на материальную и идеальную, которые составляют благодатную среду для формирования и развития у подростков ключевых компетенций. Опыт работы в ЛТО позволяет сделать вывод о том, что основой формирования ключевых компетенций является деятельностный подход. Он позволяет решить одну из задач современной школы – научить школьников пяти видам деятельности: познавательной, преобразовательной, ценностно–ориентационной, коммуникативной, эстетической.
С. В. Кирдянкина в программе «Воспитание социально–компетентной личности» указывает, что процесс вхождения ученика в общество, т.е. социализация, включает: усвоение учащимися нормативного поведения, построения ими собственной позиции и своего отношения к усваиваемым нормам. Её поддерживает В.Морозов, отмечая пути процесса самореализации подростка при активной поддержке педагога через:
психологическую поддержку при вхождении растущего человека в сложный мир социальных связей и отношений,
преодоление возрастных кризисов, снятие кризисных состояний, которые формируются под влиянием искажённых семейных отношений,
преодоление особенностей характера, провоцирующих конфликты,
профилактику негативных тенденций, предупреждение антиобщественных поступков и активизацию позитивной социализации подростка.

Социализация личности школьника сегодня является ведущим критерием нового понимания качества образования, а школа – инструментом для подготовки личности к жизни в обществе. В формировании выпускника гражданином, востребованным обществом, большую роль играет ЛТО как средство социальной адаптации подростков.
Литература.
1.Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 года.
2.Буланкина Н. Е. «Теория и практика образовательной технологии». Москва – 2004, «НИИ школьных технологий».
3.Дронов В. П. «Размышления о стратегических задачах образования», Москва – 2005, издательство «ЭГОС».
4.Захарова А. В. «Как формировать самооценку Школьника», Москва – 2002, «НИИ школьных технологий».
5.Кирдянкина С. В. Программа «Воспитание социально–компетентной личности», научно–методический журнал Заместителя директора по воспитательной работе №4–2007, Москва, центр «Педагогический поиск».
6.Кулюткин Ю. Н. «Социальное воспитание», Москва–2006, центр «Педагогический поиск».
7. Морозов В.С «Предупреждение экстремизма в подростковой среде» российский общественно–педагогический журнал «Народное образование» №6–2005.
8. Новый энциклопедический словарь, Москва–2003, научное издательство «Большая российская энциклопедия».
9.Онушкин В. Г. «Социализация и воспитание», Москва–2004, цетр «Педагогический поиск».
10.Прутченков А. С. Политико–экономическая игра «Демократическая республика», научно–практический журнал «Школьные технологии» №1–2003, Москва, «НИИ школьных технологий».
11.Хуторской А. В. «Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы образования», российский общественно–политический журнал «Народное образование» №2–2003.