Откуда берутся снег и лёд? Как зимой помочь птицам? Пластун Е.Н., г. Северск Томской обл, МБОУ СОШ №88

Урок по предмету окружающий мир
«Откуда берутся снег и лёд? Как зимой помочь птицам?»
1 класс. Пластун Е. Н., г. Северск Томской обл, МБОУ СОШ №88.

Тема: Откуда берутся снег и лёд? Как зимой помочь птицам?
Тип урока: Исследование свойств снега и льда. Дать определение о том, как зимуют птицы, показать связь их жизни с состоянием растений и неживой природы зимой.
Цели и промежуточные задачи урока:
 — обучающие:
а) Ознакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда.
б) Дать представление о зимующих птицах и их значение зимой.
— развивающие:
а) Развивать умение логически верно выражать свои мысли.
б) Делать сообщения в классе, т.е. выступать перед детьми.
в) ознакомить с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой.
г) формировать механизмы регуляции деятельности (целепологания анализа) через постановку и решение задач.
— воспитывающие:
а) воспитывать бережное отношение к птицам
б) любовь к природе родного края
в) поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания,
коллективного поиска.
г) формировать навыки учебного общения и сотрудничества со сверстниками, умение слушать, вступать в дискуссию.
Оборудование:
1. два стакана с теплой водой (у учителя)
2. набор цветной бумаги
3. снег, лёд тонкий и кусочками
4. кусочек с текла
5. таблицы с изображением природы зимой, птиц, виды кормушек.
Ход урока.
Урок начинается с отгадывания загадок:
— Всю зиму смирно лежит, а весной убежит? (снег)
— Не драгоценный камень, а светиться? (лед)
— Что принес нам на урок снеговик? (льдинку, снежинку)
— О чем он нас просит? (изучить свойства снега и льда)
ОПЫТ:
На учительском столе стоят два стакана с горячей водой. Ученик подходит к столу и на ощупь определяет температурное различие снега, льда, воды.
— Что произойдет со снегом и льдом, если они попадут в теплую воду?
Проверим ваши предположения.
Учитель кладет в стаканы снег и лед.
 — Какой вывод можно сделать? (снег и лед тают)
 — Во что превратился снег и лед? (в воду)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
На каждой парте в блюдцах лежит снег и кусочки льда.
Сравнение снега и льда по цвету.
— Определите их цвет.
Дети высказывают свои мнения, учитель берет комочек снега и белую бумагу и убеждаются, что они правы в определении цвета.
 — А можно ли сказать, что лед белый?
Учитель вмести с ребятами сравнивает цвет бумаги и цвет льда. Затем сравнивается цвет кусочка льда и кусочка стекла и приходят к выводу, что они не имеют цвета, т.е. бесцветны.
Сравнение льда и снега на прозрачность.
По просьбе учителя дети кладут на газету тонкий слой снега. Текст не видно.
Затем смотрят на газету, через пластинку льда. Текст буквы видны.
Вывод:
— Как называются предметы, через которые все видно? (прозрачными)
— Что скажете о снеге? (непрозрачный)
— Что скажете о льде? (прозрачный)
Сравнение снега и льда по плотности.
Дети сжимают кусочек льда. Снег сжимается, он рыхлый, лед не сжимается, он рыхлый. Карандаш втыкают в снег, затем в лед.
Вывод:
Снег — рыхлый, лед — твердый.
Учитель роняет кусочек льда, он раскалывается, значит, он хрупкий. На доске появляется таблица:
снег лед
белый бесцветный
непрозрачный прозрачный
рыхлый плотный
хрупкий
превращается в воду

ФИЗМИНУТКА
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок.
Снежинки образуются высоко в небе, в облаках, (дети рассказывают сказки о девочке — снежинки)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
— Где еще можно увидеть лед?
— Есть ли лед у нас дома?
— Откуда берутся снег и лед?
Снег и лед — это замершая вода.
Зимой все белым–бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней.
— Что мы относим к живой природе?
Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают а Китай, скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Давайте представим себе, что мы понимаем язык птиц и мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная, мороз, солнце, в лесу тихо.
Стук в дверь, принесли письмо:
SOS! SOS!
Спасите нас от смерти!
На помощь!
 — Кто послал это письмо? (птицы)
— Чтобы им помочь, надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем кормятся? Как мы им можем помочь?
Дети читают стихи, на доске таблицы с изображением птиц.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
Как средь стужи и морозов
Вывел он клест птенцов.

- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо известные. Какие?
( сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики)

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями. И все же птицы не редко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десятка синиц, выживают две.

И чтобы помочь им, мы должны,, „,
— А что мы должны? (подкармливать птиц)
— Чем кормятся птицы? (семенами тыквы, кабачков — синицы, поползни, рябина, калина — снегири, свиристели, подсолнечник — все любят птицы)
Мало сделать кормушку, насыпать корм, надо еще подумать, хороша ли
кормушка и смогут ли есть ваш корм птицы.

Ребята рассматриваю таблицу с изображением разных видов кормушек. Рассказывают, какие у них есть кормушки. А кто еще не сделал, сделайте.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.

А когда птицы сыты, то среди зимы петь могут.

Итог урока:
— Почему трудно найти корм птицам зимой?
— Когда придете домой, что сделаете первым делом?
— Откуда берутся снег и лед?