«Значимые части слова (обобщение)» Пластун Е.Н.,МБОУ СОШ №88,г. Северск

Пластун Евдокия Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 88» г. Северска Томской области
Урок русского языка
«Значимые части слова (обобщение)»
4 класс

Орфограмму нельзя проверить, не зная, в какой части слова она находится, поэтому сначала нужно вспомнить, из чего строятся слова.
Данный урок является обобщающим по теме: «Морфемы как наименьшие значимые части слова».
В основе работы – развивающая система обучения, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика. Проблемно–поисковый подход к организации обучения и его практическая реализация. Используется самостоятельная, парная и групповая работа учащихся. Задания урока рассчитаны на совершенствование орфографических навыков, на нахождение значимых частей слова, сравнивают, группируют, делают выводы, их действия с учебным материалом носят преобразующий характер.

Тип урока: Урок с элементами исследования.
Тема урока: Значимые части слова (обобщение).
Цели и промежуточные задачи урока:
— обучающие: проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание. Умение выделять значимые части слова.

- развивающие: развивать логически верно выражать свои мысли, делать сообщения в классе, формировать механизмы регуляции деятельности (целепологание, анализ через постановку и решения задач), овладевание навыками коллективной работы, развитие коммуникативных навыков.

- воспитывающие: формировать навыки учебного общения и сотрудничества со сверстниками, умение слушать, вступать в дискуссию.

Ход урока:

1.Организационный момент
Сегодня у нас урок–конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела. В лингвистике этот раздел называют «Словообразование».
Учитель: Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?
Дети: Он изучает образование новых слов.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
А совершим мы путешествие по океану знаний в страну Морфемику. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы конечно же посетим эти острова и познакомимся с их жителями. Вы готовы к этому?
Дети: Да!
Учитель: Хорошо! И так в путь! Ребята, что же это за страна такая – Морфемика?
Дети: В этой стране живут значимые части слова.

На доске рисунок: «Острова Морфемики».

Учитель: Что нужно вспомнить чтобы ответить на этот вопрос?
Дети: Нужно вспомнить какие части есть в слове.
Учитель: А вы помните эти части и как их выделять?
Если в классе дети сомневаются, значит надо предложить учителю способ выделения частей в слове всем классом.
Если хорошо помнят, то предложить им это проверить.
Учитель: И так слушаем сказку.
Не далеко не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил – был Царь по имени ПАР. У него было много шляп. Надевая шляпу ОК он превращался в добрый и ласковый
Дети: ПАРОК.
Учитель: А если на него нападали враги, он мигом надевал шляпу ИЩ и становился злющим
Дети: ПАРИЩЕМ.
Учитель: Отчего врагам нечем было дышать, и они проходили восвояси.
У ребят в тетрадях запись:
Пар парок парище

Учитель: Какие слова вы записали?
Дети: Родственные.
Учитель: Почему?
Дети: У слов общая часть, близкие по смыслу.
Учитель: Выделите значимые части слов? Какие части слова вы выделили?
Дети: Корень, суффикс, окончание.
Учитель: Как называется часть слова без окончания?
Дети: Основа.
Учитель: Можно ли эти части назвать значимыми?
Дети: Да.
Учитель: Почему?
Дети: У них есть своя работа.
Учитель: Если есть у этих частей своя работа то какая?
Учитель: А есть ли у каждого из слогов, из которых состоит слово, своя работа?
Дети: Нет.
Учитель: Можно ли слог считать значимой частью слова?
Дети: Нет.
Учитель: Какая часть слова указывает на то, что речь в нем идет о чем–то, связанном с паром?
Дети: Корень.
Учитель: А какие части уточняют, дополняют значение корня?
Дети: Суффикс.
Учитель: На другом берегу реки жил младший брат Пара – царь ХОД. Молодой, удалой и было у него много слуг, разных мастеров. Особенно ценил ХОД сапожника и решил однажды царь сходить на охоту. Надел сапоги С и не успел оглянуться, как в лесу оказался. Напали на него разбойники. Переодел сапоги С на У и убежал. Вдруг на пути река, и опять сапоги выручили. Надел царь сапоги ПЕРЕ и одолел препятствие.

В тетрадях запись:
Ход, сход, переход
Учитель: Разобрать слова по составу.
При помощи какой части слова образовались родственные слова?
Дети: При помощи приставки.
Учитель: Являются ли корень, приставка, суффикс значимыми частями слова?
Дети: Да.
Учитель: А чем они отличаются от основы слова?
Дети: Основу можно поделить на значимые части, а значимые части нельзя.
Вывод: Корень, приставка, суффикс, окончание – это наименьшие значимые части слова и называются морфемами.
На доске красочная таблица.

В корне – смысл, но не весь,
Главный, но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнить.
Рад я в этом ей помочь,
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня,–
Все равно я всех проворней.
И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь,
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!

2. Работа в парах.

Учитель: Какое из этих слов соответствует схеме:
походы, разговор, рассадник, желток
подарок, позолота, замазка, обрезок
звонкий, заморозки, работник, загадка
Ребята выделяют значимые части в словах и находят слава соответствующие схемам.

3 Групповая работа. (2 варианта).
1) Выписать слова без приставки: спад, износ, стон, рассвет.
сдвиг, разность, обрез, испуг
спор, осмотр, излом, запах
2) Выписать слова с приставкой: ненастье, срок, сход, некрасивый
расщелина, разный, искорка, исчертить
известь, запах, известие, зарево
Учитель: Какие записали слова и почему?
Дети называют слова и разбирают по составу.

4. Самостоятельная работа (2 варианта).

Учитель: Найдите слово, которое правильно разобрано по составу, а в остальных словах исправьте ошибки.
1. осенний, переходы, усмешка, выдумка
2. цветной, покраска, успешный, рассада
Дети записывают слова в тетрадь и доказывают правильность разбора слов по составу.

5. Физминутка.
Нежный маленький бутон
Свернут туго–туго он
Солнце луч ему протянет –
Бутончик тот гвоздикой станет.

Учитель: Назовите родственные слова.
Дети: Бутон, бутончик.
Учитель: С помощью какой части слов образовалось родственное слово.
Дети: С помощью суффикса чик

6. Коллективная работа.

Учитель: Запишите слова в четыре столбика в зависимости от того в какой части слова находится орфограмма:
Зашла, (на) траве, курочка, (о) вещи, (из) земли, открыть, дворник, (на) море.

Таблица на доске:

зашла на траве курочка о вещи
открыть из земли дворник на море

Ребята распределяют слова по столбикам и объясняют их написание
Дети:
На траве ударение падает на второй слог, слабая позиция в корне слова, проверяю словом травы.
Учитель: Прочитайте слова на доске: в, хорошо, а, лучше, дом, гости
Учитель: Какая морфема необходима нам, чтобы связать слова в высказывании?
Дети: Нам надо изменить слова, а поможет нам в этом окончание.
Учитель: Запишите пословицу. А как вы понимаете пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше»? Что такое окончание?
Дети: Окончанием называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов с другими словами в высказывании.
Учитель: Найдите в пословице слова, у которых слабая позиция в корне слова.
Дети: В слове гостях (проверю словом гость) и в слове хорошо
первую гласную запоминаю, а вторую проверяю словом хорощий
Итог урока.
Учитель: и кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.

Дети должны назвать слово ОЦЕНКА.

Оценивается учителем работа ребят на уроке. Задается домашнее задание

советы

Шокирующее видео shocking.pp.ua явно не для детей.