Рекомендации по проведению прогулок по экологической тропе. Ахмеджанова С.Ф., Татарова О.А.МДОУ №22,Жигулевск

«Рекомендации по проведению прогулок по экологической тропе, оказывающих благотворное влияние на физическое развитие дошкольников» Воспитатели: Ахмеджанова С. Ф. Татарова О.А.- воспитатели МДОУ детского сада №22 «Жемчужинка» г.Жигулевск
Нам, работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные и хрупкие, каждый в отдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет к ним повышенные требования. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокими умственными способностями, моралью, способностью к сосредоточению и труду, с более развитой силой воли, физически здоровое. К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится все хуже. Дети либо уже рождаются с различными отклонениями в развитии, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Перед дошкольными учреждениями стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми.
Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. В нашем детском саду проложена экологическая тропа. Она помогает включать детей в наблюдения за различными экологическими объектами, дает возможность развивать у детей различные физические навыки и качества.
Экологическую тропу можно проложить и за территорию детского сада – в парк, на ручей, в лес, на которых можно устроить привал для отдыха, а также провести различные спортивные игры и соревнования. Два – три раза в год проводятся походы: «Здравствуй, осень!», «Здравствуй, весна!» и т. п. В них принимают участие все дети, начиная со средней группы. Предварительно выбирается маршрут, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать наиболее интересные объекты на экологической тропе для данного времени года. Поэтому, хотя и может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно, маршрут можно изменить так, что всегда найдется что – то новое и необычное, и ребята всегда с радостью готовятся к походу.
Перед каждым походом проводится большая подготовительная работа: ставятся определенные задачи, разрабатывается маршрут, перечисляются объекты, с которыми дети будут знакомиться по пути. План и маршрут похода согласовываются с медицинскими работниками детского сада, определяется необходимое снаряжение, одежда, проводятся беседы с родителями и детьми. С детьми обговариваются правила поведения во время похода:
-строго подчиняться взрослым;
-без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод;
-не оставлять товарища в беде, всегда приходить на помощь, поддерживать слабого;
-соблюдать правила поведения в природе;
-оставлять место отдыха чистым.
Перед отправлением в поход дети тщательно осматриваются медицинским работником. В поход идут только здоровые дети.
Построение детей во время похода зависит от условий. Так, при выходе из детского сада идти колонной, чтобы легче было контролировать и соблюдать правила дорожного движения во время движения через перекресток и вдоль проезжей части. В лесу же дети идут свободно – это меньше их утомляет и дает большую возможность для наблюдения.
Во время похода следим за состоянием детей, стараемся не переутомлять их, наблюдаем за осанкой, учим ходить прямо, без напряжения, смотреть перед собой.
Хорошо, если на пути встречаются естественные препятствия, неровности рельефа местности. Например, ребята могут пройти по стволу упавшего дерева, сохраняя равновесие, или, прогибаясь под низко склонившим деревом, перепрыгнуть через небольшой ров или спрыгнуть с гребня песчаного овражка. Все это развивает быстроту бега, лазание. Для упражнений в метании используются метательные снаряды: шишки, прутики, палочки, камешки. Необходимо следить за тем, чтобы все было в меру, а упражнения не представляли для ребят явной опасности получить травму.
В каждом походе предусматривается сюрпризный момент: какое–либо неожиданное задание детям или интересная встреча с Лесовичком, который, играя с детьми, загадывает, рассказывает интересные истории.
Во время походов с детьми необходимо беседовать о красоте природы, наблюдать за объектами экологической тропы, сравнивать их состояние в разное время года, собирать природный материал, из которого потом дети готовят различные поделки.
На середине пути обычно устраивается продолжительный привал со спокойным отдыхом, а затем подвижными играми или играми соревновательного характера.
Возвращаться из похода по другому, кратчайшему пути. Идти спокойно, избегая упражнений и игр, требующих физической нагрузки, подбадривая детей веселыми шутками и рассказами. Ведь хотя ребята и не признаются в этом, но все–таки они немного устают. По возвращении в детский сад дети умываются, моют ноги, отдыхают.
Каждое путешествие приносит детям пользу для здоровья, укрепляет физические силы, обогащает новыми впечатлениями, учит их видеть и беречь красоту окружающего мира, воспитывает доброту и отзывчивость, доставляет детям много радости.
Такие прогулки–походы – эффективное средство оздоровления детей, поэтому нужно всегда поощрять их стремление к путешествиям.