Дети с речевой патологией. Волкова С.Н., МДОУ д/с №22 «Жемчужинка» г.о. Жигулевск

Дети с речевой патологией (консультация для педагогов школ)
Учитель–логопед высшей квалификационной категории МДОУ д/с №22 «Жемчужинка» г.о. Жигулевск Волкова С.Н
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно–волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Дети с речевой патологией в целом обладают полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту. Но могут быть отставания в развитии словесно — логического мышления (без специального обучения испытывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением).
Двигательная сфера характеризуется недостаточной координацией, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности испытывают при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки, недостаточное развитие мелкой моторики.
При этом следует отметить, что у детей в обычные сроки развивается понимание обиходно–разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально–избирательное отношение к окружающему миру.
Для более успешного усвоения программы, я, как учитель логопед, всегда рекомендую педагогам свою работу с такими детьми строить индивидуально, при этом особое внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности. Во время уроков необходимо сводить до минимума отвлекающие факторы. Необходимо предоставить ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения. Целесообразно дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы.
Во время урока предусматривать возможность для двигательной «разрядки». Задача педагога научить ребёнка адекватно реагировать на те или иные ситуации, а самим научиться, по возможности, игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять его хорошее поведение.