Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. О. А. Рудакова, г.Северск, Томской обл

Использование информационно–коммуникационных технологий
в учебном процессе.
О. А. Рудакова, учитель географии МБОУ «СОШ №88 имени А. Бородина и А. Кочева» г.Северск, Томской обл.

В настоящее время, когда формируется постиндустриальное общество, объем информации постоянно увеличивается. По данным зарубежных и отечественных исследователей за три года объем информации увеличился в два раза. В этих условиях коренным образом меняются требования к образованию.
ЮНЕСКО в программе «Образование: сокрытое сокровище» называет следующие общечеловеческие области знаний. Которые будут наиболее актуальны в ХХI веке: философия, история, иностранные языки, информационные технологии и география.
Обновлённый стандарт школьного географического образования определяет основную цель изучения географии как «применение географических знаний и умений в повседневной жизни. Использование знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации».
Актуальным становится компетентностно–ориентированное обучение, элементы которого закладываются в государственные образовательные стандарты третьего поколения. Компетентностно–ориентированное обучение предполагает, что на смену «знаниевому» подходу в основу содержания образования будут положены «компетенции». Ориентация на освоение умений, способов деятельности таких как – информационные, социальные и коммуникативные. Необходимыми условиями компетентностно–ориентированного обучения являются: деятельностный характер обучения, создание условий для приобретения опыта самостоятельной деятельности, опыта достижения цели, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности.
Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практику работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно–коммуникационных технологий, и наличием высококвалифицированных педагогов, демонстрирующим учащимся образец социальной, профессиональной, творческой активности.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, формирует их активную жизненную позицию в современном обществе.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации, а так же избавится от громоздких и зачастую устаревших таблиц. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
 — повышает мотивацию учащихся к учению;
— активизирует познавательную деятельность;
— развивает мышление и творческие способности ребёнка;
— повышает самооценку и успешность учащихся;
— формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В своей деятельности ИКТ на уроках применяю в трех основных формах работы:
1. непосредственное применение в учебном процессе.
2. применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.
3. применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
Во время подготовки к уроку при выборе средств наглядности, я использую различные компьютерные средства обучения:
компьютерные средства общего назначения, например, «Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Страны мира. Географический справочник»; «Мультипликационная география для детей и их родителей»; «Атлас мира. Новое тысячелетие»;
компьютерные обучающие средства, специально создаваемые для целей обучения: мультимедийные учебники (Образовательная коллекция фирма «1С») и «Уроки географии Кирилла и Мефодия» для всех курсов географии;
контролирующие компьютерные средства обучения, например, «Единый государственный экзамен. География», «Репетитор по географии. Кирилл и Мефодий»;
интерактивные наглядные пособия.
При изучении нового материала использую образовательные программы, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляют учащимся теоретический материал. Данные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:
• электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и телевизора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видеомагнитофон,
научно–исследовательские работы и проекты.
А также компьютерные лекции и уроки–презентации, разработанные при помощи POWER POINT. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на мониторе или телевизоре. В ходе лекции использую различные изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы.
Использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего в своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
В результате идет процесс накопления богатейшего методического комплекта презентаций, т.е. создается и постоянно пополняется методическая мультимедийная библиотека учителя.
Для получения необходимой информации в практике я использую поисковые системы: «Yandex», «Rambler», «Googl», которые предоставляют учителям географии необходимую информацию по странам и регионам мира на русском языке.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологии в процессе обучения географии формирует и стимулирует у учащихся эмоциональное отношение к предмету, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению географии, создает ситуацию успеха.