Урок Долганская сказка «Как появились разные народы». Каменщикова А.В. г.Северск, Томской обл. МБОУ СОШ №88

Долганская сказка «Как появились разные народы»
2 класс учебник Р. Н. Бунеева
Автор — учитель Каменщикова Анна Владимировна

Пояснительная записка:
Современный урок меняет формы, методы и содержание образования. Чтобы добиться качественного усвоения материала учащимися, надо работать не только над уровнем качественной успеваемости, но и над организацией деятельности учащихся на уроке.
В настоящее время можно выделить 3 основных направления в разработке проблемы достижения качества, при контроле и оценке знаний. Мне ближе направление, при котором внимание учителя уделяется не только содержанию материала, усвоенное учащимися, но и на метод его получения (деятельностный подход в обучении).
Чтобы получился современный урок, каждый учитель должен владеть определенной технологией.
Я в своем опыте применяю элементы технологий:
критического мышления
таксономии Блума.
При работе по варианту методики «Критического мышления» у учащихся формируется возможность «познать себя» в процессе получения знаний, определить уровень своих знаний, поставить цели. Главная цель технологии:
Учитель:
Ненавязчивость в процессе обучения;
Отсутствие категоричности и авторитарности;
Диагностика ранее полученных знаний;
Проговаривает итоги обсуждения и следит, уточняет, поправляет;
Принимает разные идеи и мнения;
В течение урока поддерживает активность учащихся.
Ученик:
Показывает свои возможности «познавать себя» в процессе получения знаний;
Творчески переосмысливает «понятия и информацию»;
Активен в процессе познания;
Проявляет личностные качества;
Развивает уверенность в себе и своих знаниях
Основные моменты в данной технологии:
1. Начало урока – Вызов! Воссоздание всего того, что знают учащиеся по этой теме. Значение: на этом этапе учащиеся определяют уровень своих знаний и ставят себе Цель обучения!
2. Ход урока – Реализация! Знаний направлена на восприятие новой информации, на личный интерес к теме.
Значение: ученик получает ответ на поставленную цель:
Сообщение информации (учитель, ученик)
Работа с текстом учебника, с политической картой мира (собственное понимание нового материала).
3. В конце урока – Рефлексия! – закрепление знаний учащихся; выражение содержания урока своими словами.
Значение: На этом этапе урока ученик формирует свое отношение к новым знаниям. Способы достижения цели – личный вклад в применение этих знаний. Самооценку учащихся можно представить в виде ключевых слов:
НОВОЕ (узнал на уроке), ПОНЯЛ (всё на уроке), ПОНРАВИЛСЯ (урок).

Тема: Долганская сказка «Как появились разные народы» (новая тема)
Цель:
• Знакомство с новой сказкой народов мира;
Задачи:
• Совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
• Развитие речевых умений при работе с текстом, развитие умений сравнивать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения, развивать наблюдательность, воображение;
• Развитие межпредметных связей;
• Воспитание умения взаимопонимания, взаимоподдержки, слышать и слушать, работать в группах.
Вид деятельности: групповая работа
Оборудование: карта мира, флажки народов мира, иллюстрации к сказке, картина птицы–лунь, перо орла, словарные слова, экран для счета баллов и баллы в виде жетонов разного цвета, коробочки с бейджами, песочными часами, бумагой и ручками, лотки с жетонами, тема урока, 3 чума, 8 конвертов с заданиями,
Ход урока:
1. Орг.момент.
Ребята, сегодня на уроке у нас гости, повернитесь, поздоровайтесь, садитесь.
2. Повторение пройденного (вызов)
Начнем наш урок чтения с логической разминки. Слово рассыпалось – соберите его. Если маленькая — сказочка
Если человечек — сказочный
Если рассказчик сказки — сказочник
Значит, что мы сегодня будем читать?
Сегодня на уроке чтения мы будем работать в группах. Даю несколько секунд, чтобы распределить обязанности (прилож №6). После каждого этапа группа будет получать отметку в виде жетонов. Красные – очень хорошо справились с работой, синие – справились хорошо, но с замечаниями, желтые – получили замечания. Готовность ответить вы показываете руками. Итоги работы будут отражаться на доске (прилож.№4).
Начнем с того, что каждая группа должна вспомнить сказку народов мира, которые мы уже прочитали. Назвать автора и показать страну на карте.
(работа групп)
(подведение итогов)
3. Определение темы урока (проблемные вопросы)
Посмотрите на иллюстрацию. Поможет ли она нам определить, какую сказку мы будем сегодня читать? Докажите.
Чтобы узнать сказку какого народа мы будем читать, послушайте сообщение, которое подготовила для вас Настя. Послушайте её очень внимательно.
Сообщение Насти (прилож.№1)
Итак, скажите сказку какого народа мы будем сегодня читать?
(долганская сказка – на доску)
4. Работа с текстом сказки
Откройте учебник на странице 26 и прочитайте название сказки.
Чем интересен заголовок сказки? (в нем содержится вопрос)
Кто пытается ответить на этот вопрос? (долганский народ)
Давайте познакомимся со сказкой. Поставьте пальчик под 1 слово, я начну, а вы продолжите. Приготовьте карандаш и как всегда отмечайте слова, значение которых вам непонятно.
(чтение мною)
Дальше работаете самостоятельно – жужжащее чтение.
(чтение детьми далее и до конца)
Задание 1: Словарная работа
Значение каких слов вам было непонятно? Какие слова вы подчеркнули?
(дети называют, я вывешиваю их на доску).
Где будем искать значение этих слов? (в толковом словаре)
Теперь я прошу капитанов групп взять задание в конверте №1 (прилож.№2).
(работа в группах)
(проверка работы групп)
ФИЗМИНУТКА:
Задание 2: Работа с вопросами по тексту.
Следующее задание будет по работе с текстом сказки. Капитаны, возьмите конверт №2 (прилож.№3). Прочитайте задание, обсудите и подготовьте ответ. Время пошло.
(работа в группах)
(подведение итогов)
Задание 3: Беседа о жанре
Докажите, что это – сказка. Каждой группе надо назвать 1 признак этого жанра (если все не назовут) – значит, в этой сказке есть, то, чего нет в других сказках?
Чем эта сказка отличается от других?
5. Обобщение
Так все–таки, как вы думаете, зачем авторы учебника предложили вам познакомиться с этой сказкой?
Блиц–опрос (требует быстрого ответа)
Какую сказку мы сегодня читали?
Кто автор этой сказки?
Где жил этот народ?
Какие еще народы Севера появились?
Так кто сможет показать на карте, где жил народ, о котором мы читали сказку? Кто у нас смелый человек? (поставить флажок)
6. Домашнее задание
Ребята, вы знаете, такие сказки есть не только у долган. У других народов тоже есть сказки о своем происхождении (показать книги). Откройте дневники и запишите домашнее задание: найти и прочитать сказку о происхождении других народов, используйте дополнительную литературу.
7. Подведение итогов
А теперь посмотрим, как вы работали:
Очень хорошо поработали («5» в дневник)
Немного отстают (но тоже «5»)
Дома еще надо поработать со сказкой (поставьте себе «4»)
Необходимо серьезнее отнестись к работе (с вами мы поработаем на следующем уроке)
Поставьте оценки и закройте дневники.
8. Рефлексия
Ребята, что это?
Перед вами на доске появились 3 жилища долган, 3 чума (прилож.№5).
Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен? Узнали ли вы что–то новое? Отразите своё отношение к уроку цветными кружочками.
Прошу первую группу (итак все 4 группы).
Спасибо за работу. Урок окончен.

Приложения:
Приложение 1.
Сообщение о долганах:
Родина долган — Таймыр. Они расселяются немногочисленными группами, так как скудная северная природа не обеспечивала средствами к жизни большие коллективы. Поиски новых пастбищ для оленей и охота на дикого оленя заставляли их все время менять места обитания. К лету они откочевывали на север, а осенью возвращались к краю леса. К этому вынуждал их суровый климат тундры, зимние пурги, отсутствие топлива.
Долганы представляют собой наиболее многочисленную группу среди коренных народностей Таймыра.
Долганский язык – это язык якутской подгруппы тюркской группы алтайских языков. Язык бесписьменный.
По вероисповеданию долганы считались христианами. Однако, соблюдая внешнюю сторону православия, они неизменно сохраняли свои традиционные религиозные верования.
Самые холодные месяцы многие долганы проводили оседло в рубленных избах, а чаще в балках. В тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой. Традиционные занятия долган — оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство.
Основа пищи — оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений.
Национальная одежда долган – красива и разнообразна. Насчитывается более десятка разновидностей долганской одежды.
Характерной особенностью ее является несколько удлиненный задний подол, который при посадке на холодную землю заменяет дополнительную подстилку.
У долган своя культура: есть свои народные песни, сказки. Я приготовила для вас несколько долганских загадок. Они касаются быта, человеческих поступков, отдельных черт характера, традиционных занятий долган, высмеивают человеческие пороки. Попробуйте отгадать их
1. Стадо оленей кругом озерка кормится, говорят (зубы)
2. Золотое блюдечко по воде плавает (солнце)
3. Много людей молчат, стоят (звезды)
Приложение 2.
Конверт №1.
Через 2 минуты найдите в толковом словаре значение слов ЧУМ, ПЛЕМЯ, ТОТЕМ, ДИЧЬ.
Приложение 3.
Конверт №2.
Через 2 минуты подготовьте ответ на вопрос:
1. зачем смелый человек пошел искать теплую страну?
2. почему смелый человек не пошел со своим племенем, и что с ним произошло?
(мой рассказ – дополнение: древние люди думали, что каждое племя произошло от какого–нибудь предка – животного. Такой предок, по–научному, называется – тотем. Вот и наш смелый человек превратился в тотемную птицу. Птицу – лунь.

3. расскажите, как люди шли в теплую страну?
4. из–за чего поругались люди, и к чему все это привело?
(мое дополнение: список разных народов Севера на доску)
ЭВЕНКИ
ЯКУТЫ
ДОЛГАНЕ
НАНАЙЦЫ

Приложение 4.
Экран соревнований:
Приложение 5.
Рефлексия (3 чума)
Каждый ребенок выражает своё отношение к уроку по 3 ключевым словам: НОВОЕ, ПОНРАВИЛСЯ, ПОНЯЛ цветными кружочками, которые он наклеивает на чум, соответствующего цвета.
Приложение 6.
Распределение обязанностей в группе:
КОМАНДИР – руководитель группы
ОРАТОР – озвучивает все версии группы
ПИСАРЬ – записывает все версии группы
СЕКРЕТАРЬ – следит за работой всех членов группы и в конце выставляет оценки
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ – следит за временем во время групповой работы