Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством психогимнастики. Десятник Я. СМБДОУ №22, г. Красноярск

Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством психогимнастики
Десятник Я. С.
МБДОУ №22, г. Красноярск, Красноярский край, Россия

В данной статье раскрывается опыт внедрения здоровьесберегающей технологии в образовательный процесс дошкольного образовательно–го учреждения.
Одной из актуальных проблем психолого–педагогической теории и практики была и остается проблема сохранения психического здоровья ребенка. Как отмечают исследователи, (Дубровина И. В., Петровский В., Бугуславская Э.), для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на расслабление организма. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
С целью сохранения психического здоровья детей в образовательную практику дошкольного учреждения была внедрена технология психо–гимнастики. Согласно М. И. Чистяковой, это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на профилактику различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально – личностной сферы). Основными направлениями психогимнастики являются мимические и пантомимические этюды, которые обучают выразительному изображению отдельных эмоциональных состояний, а также знакомят с элементами выразительных движений – мимикой, походкой, жестами. Этюды и игры, направленные на выражение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Этюды и игры имеют терапевтическую направленность (коррекция общего эмоционального состояния, тревожности, агрессивности).
Внедряя в образовательную практику МБДОУ технологию психогимнастики, мы используем упражнения на снятие психоэмоционального напряжения посредством психомышечной тренировки.
Основными задачами психомышечной тренировки являются снятие пcихоэмоционального напряжения; тренировка напряжения и расслабления отдельных групп мышц; обучение ауторелаксации (саморасслаблению).
Особое внимание в образовательной практике уделяется расслабляющим упражнениям при проведении режимных моментов, совместной деятельности детей.
Существует мнение, что если ребенок поиграл – значит отдохнул. В какой–то степени это утверждение верно. Часто взрослые не задумываются о том, что даже в ходе игры ребенок может утомиться. Игра различного характера — подвижная, настольная — требует отдыха, как физического, так и психоэмоционального. Мы рекомендуем использовать ряд психо–гимнастических упражнений. Например, «Штанга», где ребенок подни–мает воображаемую «тяжелую» штангу, потом «бросает» ее и отдыхает.
Отдельные расслабляющие упражнения с фиксацией на дыхании можно включать при обучении плаванию в бассейне, использовать в качестве подготовки к дневному сну, в заключительной части физкультурного за–нятия.
В качестве примера в заключительной части физкультурного занятия мы предлагаем комплекс психомышечной тренировки с фиксацией на дыха–нии «На берегу моря». Инструктор говорит детям: «Представьте, что Вы — на берегу моря. Плещетесь в воде. Вдоволь накупавшись, вы выходите из воды и ложитесь на прогретый солнцем песок пляжа… Закрываете глаза от яркого солнца. Раскидываете в приятной лени руки и ноги…
Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками».
«Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног)
«На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натя–ните носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабьте ноги: ноги отдыхают».
«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища)
«Солнце зашло за тучку, стало свежо — Вы сжались в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из–за тучки. Жарко — расслабьтесь — разморило на солнце» (на выдохе).
«В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи)
«В положении лежа на спине, ритмично покачайте головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого».
«Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица)
«Подбородок загорает — подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому–нибудь из Вас на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух, прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть: Сморщите нос, поднимите верхнюю губу вверх, рот оста–вить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе). Брови — качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Подвигайте бровями вверх — вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабьтесь».

Литература
1. Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков. Екатерин–бург, 2000.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Пособие для роди–телей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика/ Под ред. М. И. Буянова. – 2–е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
4. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возрас–та. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

невероятно

Ролики с девушками: bustylust.org