Формирование коммуникативной компетентности педагогов как новая парадигма результатов методической работы ДОУ. Шульга В.В

Формирование коммуникативной компетентности педагогов как новая парадигма результатов методической работы ДОУ
Шульга В.В.
МБДОУ №22, г. Красноярск, Красноярский край, Россия

В данной статье представлен опыт работы изучению и созданию эффективных условий для развития коммуникативной компетентности педагогов.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Анализ возникающих профессиональных конфликтных ситуаций в деятельности педагогов МБДОУ показал, что воспитатели подчас проявляют теоретическую некомпетентность и низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, не владеют конкретными технологиями взаимодействия [1].
Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при этом особое внимание отводится методическому сопровождению, позволяющему повысить эффективность педагогического общения и воспитательно–образовательного процесса в целом.
Таким образом, целью нашей экспериментальной деятельности являлось изучение и создание условий эффективного развития коммуникативной компетентности педагогов.
Принимая во внимание теоретические подходы ученых, под коммуникативной компетентностью мы будем понимать систему психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющую строить межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия. Следует отметить, что формирование коммуникативной компетентности является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом [3].
В ходе эмпирического исследования, направленного на изучение специфики показателей коммуникативной компетентности у педагогов МБДОУ, нами применялись следующие методики: «Диагностика социально–коммуникативной компетентности» (Э. Ф. Зеера) [2], «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (Г. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта) и тест В. Ф. Ряховского по определению коммуникативных особенностей педагогов.
Таким образом, применение данных методик в комплексе позволило нам установить уровень коммуникативной компетентности испытуемых и связь отдельных черт и свойств личности с коммуникативной компетентностью. Это, прежде всего личностные качества: конфликтность, агрессивность, эгоцентричность, неуверенность в себе, низкий уровень развития экспрессивно–речевых, социально–перцептивных умений и навыков. Трудности, связанные с возрастными, статусными различиями и следование стереотипам и предрассудкам также снижают коммуникативную компетентность.
Обобщенные данные позволили сделать вывод, что коммуникативная компетентность исследуемых педагогов имеет преимущественно средний уровень развития, однако факт наличия низких показателей также имеет место быть.
Вышеобозначенные проблемы привели к осознанию необходимости их решения. Нами была разработана программа методического сопровождения «Азбука педагогического общения», направленная на развитие коммуникативной компетентности педагогов. В содержание программы мы включили теоретические формы работы с педагогами, такие как семинары, лекции–диалог, консультации, курсы повышения квалификации, а также практические формы работы, в которые включили психологические тренинги, коммуникативные практикумы, сеансы музыкотерапии, конкурсы педагогического мастерства.
Реализация программы рассчитана на 3 года, включает в себя несколько этапов. Длительность одного этапа определяется учебным годом. После реализации каждого этапа программы, проводилось контрольное исследование. Мониторинг полученных данных свидетельствует, о положительной динамике уровня коммуникативной компетентности у педагогов МБДОУ. Зафиксировано:
– снижение показателей ниже среднего уровня на 9%;
– повышение показателей среднего уровня на 4%,
– повышение показателей выше среднего уровня на 10%;
– отсутствие показателей низкого и высокого уровней.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что реализация разработанной нами программы методического сопровождения «Азбука педагогического общения», позволила повысить уровень коммуникативной компетентности педагогов по отдельным ее показателям, способствовала развитию коммуникативных умений и навыков, а также обеспечила рост творческих достижений педагогов в мероприятиях различного уровня.

Литература
1. Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам./ Сост. Е. В. Яфарова. – Балашов: Изд–во «Николаев», 2004. – 60 с.
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. «Модернизация профессионального образования: компетентностный подход»: Учеб. пособие. – Москва: Московский психолого–социальный институт, 2005. – 216с.
3. Петровская Л. А. Компетентность в общении. – М.: Изд–во МГУ, 1989. – 216с.
4. Лютова С. Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций./ С. Н. Лютова. Моск. гос. ин–т международных отношений (ун–т) МИД России, каф. Философии. – М.: МГИМО– Университет, 2007. – 268 с.