Художественная одаренность: ее выявление и развитие. Колпакова Н.С. МБДОУ №22, г. Красноярск

Художественная одаренность: ее выявление и развитие.
Колпакова Н.С.
МБДОУ №22, г. Красноярск, Красноярский край, Россия

В данной статье освещены вопросы развития художественной одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Одной из актуальных проблем психолого–педагогической теории и практики была и остается проблема одаренности ребенка. И это не случайно. Как отмечают исследователи, одаренность к художественному творчеству можно определить – как желание и способность ребенка создавать выразительные образы средствами какого–либо одного или нескольких видов искусства. Художественное освоение мира –неотъемлемая составляющая человеческого существования в этом мире. А художественное развитие каждого нового поколения – условие возможности художественного освоения мира, сохранения и развития художественной культуры, а значит, и человеческого способа существования.
Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для художественного развития. Важно в максимальной степени использовать благоприятные возможности этого периода человеческой жизни: ведь то, что упущено в сенситивный период развития, практически невозможно наверстать потом.
Особенностью детского художественного творчества является, так называемая «детская художественность». Это значит, что, будучи художественными, работы детей остаются детскими и в содержательном, и в формальном отношении. Они явно отличаются от искусства взрослых, несут узнаваемые черты возраста. Детская художественность явление весьма распространенное, практически всегда возникающее в благоприятной среде [1].
Большинство взрослых, в том числе и традиционно мыслящие педагоги, воспринимают это возрастное своеобразие с негативной стороны: как не умение, слабость, от которой хорошо бы поскорее избавиться, научить ребенка рисовать как «взрослые» [1]. Не всегда в образовательной практике заведомо знают, как определить и, в особенности как развивать художественную одаренность. В большинстве случаев происходит передача знаний, умений и навыков, или форсирование художественного развития ребенка.
Опираясь на вышеизложенные теоретические положения. Целью нашей работы являлось проведение развивающих занятий направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста художественной одаренности. Для реализации данной цели были определены следующие задачи: определить основные характеристики художественной одаренности детей старшего дошкольного возраста; выявить уровень художественной одаренности детей старшего дошкольного возраста; разработать систему занятий направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста художественной одаренности; внедрить в образовательную практику развивающие занятия, направленные на развитие художественной одаренности детей.
Анализируя, научные подходы, по материалам изученной научной литературы, отечественных и зарубежных ученых, мы видим, что у специалистов нет единства в данном вопросе. Эта ситуация, к сожалению, характерна для современной психологической науки в целом.
Однако за период своего существования психология научилась не только дифференцировать функции, интелВлекта и креативности, но и измерять их. На сегодня в современных исследованиях ученых прослеживается тенденция доминирования интегративного подхода, выраженного в преобладании представлений об одаренности как суммарном личностном свойстве, имеющем в основе одну или несколько общих характеристик, не являющихся абсолютными. В основу определения основных характеристик художественной одаренности детей старшего дошкольного возраста, нами были определены исследования современных отечественных ученых, где основополагающими признаками художественной одаренности являются: эстетическое, или художественное, отношение человека к миру; направленность на создание художественного образа; художественное воображение.
На втором этапе исследования, в соответствии с поставленной целью, были выбраны методики, направленные на выявление признаков художественной одаренности: «Группировка картинок» З. Н. Новлянская, А..А. Мелик – Пашаев (создание художественного образа); «Раскраска персонажа» Ю. А. Полуянов (выявление уровня художественного воображения); «Описание предмета» А. А.. Мелик – Пашаев (эстетическое, или художественное, отношение человека к миру). Результаты педагогической диагностики в целом подтвердили, что именно в этом возрасте родовая сторона художественной одаренности выступает как художественная одаренность многих нормально развивающих детей (более 48 %).
Однако следует заметить, что художественная одаренность невозможна без овладения специальными техническими задачами. Не правомерно полагать, что приобретение специальных навыков вредит художественному развитию. Речь идет лишь о приоритетах: что является целью, а что средством? Руку маленького художника нужно развивать и знакомить его с различными приемами изображения. Для этого не следует использовать унылые специальные упражнения, гораздо эффективнее прибегнуть к непроизвольной игровой форме. В этом случае ребенок овладевает ни каким–то знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, т.е. не имея перед собой цели чему- то определенному научится, а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметно для себя самого [1]. Ребенок может гораздо больше запомнить слов в игре по его роли, чем когда от него требуют выучить стихотворение или просто запомнить слова.
Третий этап работы был направлен на развитие художественных способностей и совершенствования технических навыков детей. Для развития художественного воображения и чувства цвета в работе использовались следующие игры: «Два ковра», «Медаль для друга», «Замок храброго рыцаря», «Наряд доброй и злой волшебницы», «Птица из страны снов». При проведении игр ребенку предлагалось раскрасить контурные изображения: замка, ковра, платья, медали, птицы. Педагог при этом должен поддерживать одобрительным тоном выбор цвета ребенком, как средства выражения замысла и передачи характера создаваемого образа. Для развития художественного воображения и чувство формы использовались следующие игры: «Превращение кружков», «Планета овалов», «Страна треугольников». Ребенку предлагалось из готовых контурных изображений геометрических фигур придумать и нарисовать как можно больше вариантов изображений. Для воплощения художественного замысла применялись творческие задания: «Цвет и настроение»; «Два зонтика»; «Настроение цвета»; «Цветные паруса»; «Арлекин и Пьеро»; «Влюбленный Бармалей».
С целью совершенствования технических навыков детей были подобраны специальные игровые задания и игры: «Трудная дорога», «Хоккеисты», «Вдоль по речки», «Молния», «Чудовище на острове», «Цветовая угадай–ка», «Цветные ниточки», «Цветные одуванчики», «Падает пушистый снег», «Рассыпались бусы». Выполнение вышеназванных игровых заданий должно носить добровольный характер. Ребенок не должен подозревать, что с ним играют ни ради самой игры, а с целью получения обучающего эффекта. Поэтому результат продуктивной деятельности ребенка можно обсуждать лишь с точки зрения спортивных удач и не удач, а ни с точки зрения успешности развития двигательных навыков. В противном случае данное игровое обучение может превратиться из произвольного в принудительное [1].
Раскрывая содержание работы, на данном этапе в первую очередь следует отметить, что наряду с включением специальных игровых заданий, упражнений в непосредственно образовательную деятельность (занятия) мною активно применялись игровые упражнения в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Свидетельством эффективности проделанной работы является рост уровня творческих достижений воспитанников в мероприятиях различного уровня. Воспитанники неоднократно принимали участие и становились победителями международных, региональных и муниципальных конкурсов детского художественного творчества. Принимали участие в выставках художественного творчества одаренных детей.

Литература
1.Мелик–Пашаев А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.– М.: Чистые пруды, 2007.
2.Каневская М. Е., Фирсова Л. М. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей//Вопросы психологии . – 1990. – № 3. – С.69 – 76.