Интеграция содержания образования на основе проектной деятельности.Коняхина Ж.А., Тимербаева З.А.МБДОУ №224, г. Красноярск

Интеграция содержания образования на основе проектной деятельности
Коняхина Ж. А., Тимербаева З.А.
МБДОУ №224, г. Красноярск, Красноярский край, Россия

В статье рассматривается опыт интеграции содержания образования дошкольников на основе технологии проектно–исследовательской деятельности.

В дошкольном образовании сегодня происходят серьёзные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях повышения качества дошкольного образования введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). Переходный период выявляет много проблем в практике дошкольного образования, одной из которых является интеграция содержания образовательной деятельности. Согласно ФГТ планирование и содержание образовательной работы в ДОУ должно строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому»
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития: — компонентов содержания разных образовательных областей программы (межвидовая интеграция) и внутри областей (внутривидовая интеграция); — во взаимодействии методов и приёмов воспитания и обучения (методическая интеграция); — в синтезе детских видов деятельности; — в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями
Принцип интеграции требует от педагогов отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостное восприятие ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. Особый интерес для нас, как практиков, в данном случае, представляла интеграция содержания образования на основе проектной деятельности, т.е. проектно–исследовательский метод в обучении дошкольников. Именно тематические проекты являются типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании.
Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, приобщаться к коллективной творческой деятельности, к культурно–историческим и общечеловеческим ценностям в процессе создания социально значимого продукта.
В практике ДОУ были реализованы несколько типов проектов:
исследовательско–творческие;
информационно-практико–ориентированные;
– творческие.
Ярким примером интеграционного взаимодействия в области художественно–эстетического, а также социально–личностного и познавательно–речевого развития детей является реализация в образовательной практике ДОУ творческого проекта «Весёлая ярмарка». Основной идеей данного проекта выступает формирование патриотических чувств у дошкольников, приобщение их к русской культуре: знакомство с народными традициями, ремёслами, фольклором и т.д. Содержание деятельности внутри проекта осуществляется на интеграции образовательных областей, их содержания и видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно–исследовательской, продуктивной, музыкально–художественной, чтения и восприятия художественной литературы. Участниками проекта выступают дети, родители, педагоги и сотрудники МБДОУ, педагоги и студенты Красноярского колледжа искусств имени П. И. Иванова — Радкевича.
Основные этапы разработки проекта:
1. Целеполагание, предполагающее постановку цели проекта, совместную разработку плана движения к цели, привлечение специалистов к осуществлению разделов проекта.
2. Разработка проекта, где составляется план – схема проекта с включением различных видов детской деятельности, форм организации работы с детьми и другими участниками проекта.
3. Выполнение проекта, в ходе которого идёт сбор и накопление материала, выполнение самостоятельных заданий и т.д. На данном этапе участники знакомятся с историей ярмарок на Руси, ярмарочным фольклором и развлечениями (игры, хороводы, театрализованные представления), включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности — выступают ремесленниками, контактируют с различными объектами социальной среды (экскурсии в Красноярский колледж искусств, творческие встречи с педагогами и студентами колледжа).
4. Презентация проекта. Оформление результата проекта, его презентация в виде общего праздника – это большое событие. Праздник – это «зона радости», золотой фонд совместной жизни ребёнка вместе с педагогами и родителями. Праздник является ярким ожиданием детей, кроме того, результатом плодотворной образовательной и творческой работы. Данное событие традиционно организуется и проходит по принципу работы общих и групповых творческих тематических площадок, мастер — классов: «Театральная гостиная», «Игровая поляна», «Торговая площадь», «Город ремёсел», «Русский сувенир» и др.
Внедрение в образовательную практику ДОУ проектного метода позволило нам: — создать единое образовательное пространство и расширить его возможности; — совершенствовать коммуникативные навыки; — формировать творческие, познавательные способности; — обеспечить личностный рост детей.
Таким образом, интеграция содержания образования на основе проектной деятельности позволяет повысить качество образования, расширить возможности образовательного пространства, предупредить перегрузки детей, осуществить переход в содержании образования от многопредметности к интегративности знания.

Литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655).
2. Штанько И. В. «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).