Внедрение в образовательную практику инновационных оздоровительных технологий. Мальцева А.Г.МБДОУ №22, г. Красноярск

Внедрение в образовательную практику инновационных оздоровительных технологий
Мальцева А.Г.
МБДОУ №22, г. Красноярск, Красноярский край, Россия

В статье представлен опыт внедрения инновационных физкультурно–оздоровительных технологий в образовательную практику.

В настоящее время вопросы сохранения здоровья детей и воспитания потребности здорового образа жизни являются для многих дошкольных образовательных учреждений одними из важнейших направлений деятельности. Приоритетность данного направления деятельности обусловлена высокой частотой заболеваемости детей дошкольного возраста, а также следующими факторами: иммунными, возрастными особенностями, отрицательным воздействием экологической обстановки, социальной и экономической нестабильностью, социальным расслоением общества.
Актуальность внедрения инновационных оздоровительных технологий обусловлена: медико–педагогическими условиями МБДОУ, не обеспечивающими сохранность здоровья детей, имеющих хронические заболевания (пищевая аллергия, заболевания желудочно–кишечного тракта, нарушения опорно–двигательного аппарата и т.д.); отсутствием диагностических методик оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий, не позволяющим в полной мере управлять качеством оздоровлений детей.
На основании вышеизложенного, целью нашей экспериментальной деятельности мы определили изменение содержания оздоровительной работы, внедрение в образовательную практику МБДОУ вариативных оздоровительных технологий, где вариативность не самоцель, а средство дифференциации оздоровительно–профилактических мероприятий.
В рамках экспериментальной деятельности были определены следующие задачи: организация медико-психолого–педагогической диагностики; проведение комплиментарных оздоровительно–профилактических мероприятий; активизация мотивации родителей в поддержке оздоровительной деятельности МДОУ; повышение квалификации педагогов и специалистов МБДОУ в области оздоровления детей; организация научного сопровождения оздоровительной деятельности МБДОУ; создание медико–социальных и материально–технических условий.
На первом этапе была организована медико–педагогическая диагностика с применением компьютерной программы «Экспресс–оценка физического и психологического здоровья детей» [1], направленной на определение фактического состояния функциональных резервов организма и эффективность оздоровительных мероприятий. Полученные диагностические данные позволили сделать вывод и спроектировать модель оздоровительно–профилактической работы, направленную на обеспечение условий для гармонизации психологического, физического и соматического здоровья детей.
По результатам первичной диагностики были составлены портреты здоровья возрастных групп и разработаны индивидуальные маршруты для детей с различными видами патологии здоровья.
Модель оздоровительно–профилактической работы МБДОУ разработана на основе программы к.м.н. В. С. Коваленко «К здоровой семье через детский сад» [2] и включает в себя несколько блоков.
Оздоровительно–профилактический блок: инновационные оздоровительно–профилактические мероприятия, направленные на профилактику нарушений осанки, плоскостопия (ортопедические комплексы), оптимизацию работы системы пищеварения («кишечные» комплексы), восстановление структуры костной системы через нормализацию макро- и микродвижений (остеопатические комплексы), увеличение поступления кислорода ко всем тканям организма, улучшение кровоснабжения головного мозга (дыхательные комплексы) и снятие напряжения глазных мышц, улучшение работы головного мозга глазной (глазные комплексы).
Образовательный блок: мероприятия, направленные на нормализацию психологического климата (воспитание психологической культуры, психологическую профилактику, психологическую коррекцию тревожности, агрессивности, неадекватной самооценки) и познавательное развитие (формирование потребности в здоровом образе жизни). Психологическая коррекция осуществляется педагогом–психологом МДОУ по итогам психологической диагностики эмоционально–личностной сферы, проводится в форме тренингов, игр, упражнений.
С целью понимания и принятия основного положения оздоровительно–профилактических мероприятий – «здоровый ребенок в здоровой семье» и осознанного включения родителей в оздоровление детей, организовывается работа школы для родителей. Основными направлениями деятельности школы являются: организация консультативной деятельности; повышение гигиенической и педагогической культуры родителей; обучение родителей методам оздоровления; выработка совместной тактики индивидуального оздоровления;
Под руководством медицинских работников осуществляются: гигиенические мероприятия по обеспечению безопасности среды (использование фильтров–очистителей для воды), стоматологическая профилактика (чистка зубов, полоскание рта). Медицинские работники, осуществляют контроль качества питания, проводят санитарно–просветительную работу среди родителей, педагогов, обслуживающего персонала.
Результатами проведенной работы для нас являются: повышение функциональных резервов организма детей; нормализация психологического климата в МБДОУ; снижение тяжести течения острых заболеваний или компенсация состояния здоровья детей.
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий и проведение систематической оздоровительной работы, соблюдение санитарно–гигиенических требований к организации физкультурно–оздоровительной работы позволили снизить общий уровень заболеваемости воспитанников (количество случаев заболеваемости на одного ребенка в год: 2009г — 6, 2010г — 4, 2011г — 4).

Литература
1. Методические подходы к созданию оздоровительной программы для детей (методические рекомендации). – СПб, АОЗТ «Викторита», 1997.
2. Коваленко В. С. Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад». – СПб, 2000.