Формирование основ экономической культуры посредством проектной деятельности дошкольников. Павлова А.А.МБДОУ №22, г. Красноярск

Формирование основ экономической культуры посредством проектной деятельности дошкольников.
Павлова А.А.
МБДОУ №22, г. Красноярск, Красноярский край, Россия

В данной статье рассказывается о формировании основ экономических знаний у дошкольников посредством включения детей в проектную деятельность.

Социально–экономические и идеологические изменения, происходящие в нашей стране, становление в обществе рыночных отношений, экономики, требуют от современного человека особых качеств – особой экономической культуры. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, так как в своем большинстве с раннего детства дети лишены возможности приобщения к практическому опыту экономической культуры. Социологические исследования семей воспитанников, проведенные в форме опроса, анкетирования, показали, что 98 % семей воспитанников не сдают в утилизацию бытовые отходы (макулатуру, ртутьсодержащие лампы). Только 16 % семей установили счетчики на холодную и горячую воду. 96 % не считают нужным экономить водные ресурсы. Только 34 % опрошенных осознано экономят электроэнергию.
Следует отметить, что на практике экономическое воспитание дошкольников, как правило, осуществляется по инициативе отдельных учреждений, на интуитивном уровне, при отсутствии научно–теоретического обоснования, учебных программ и технологий. В дошкольной педагогике и психологии проблемы формирования основ экономических знаний, развития экономического мышления и культуры недостаточно изучены. Наиболее актуальными, на наш взгляд, является экономическое воспитание в вопросах использования природных ресурсов, так как на сегодня отсутствуют социально–экономические условия, стимулирующие экономичное, бережное использование природных ресурсов.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – важный компонент в воспитании ребенка, так как становление в стране рыночной экономики требует от современного человека экономических знаний, экономической культуры.
С целью формирования основ экономических знаний у дошкольников, как средство социального развития личности, в МБДОУ был разработан и реализован проект «Через детский сад — к семейной экономике».
Ведущей идеей проекта являлось позиционное обновление и расширение современного образовательного процесса посредством внедрения в дошкольную образовательную практику проектных технологий.
В ходе реализации проекта дети овладели основополагающими экономическими понятиями. Кроме того, детская проектная деятельность способствует развитию общих способностей детей — познавательных, коммуникативных и регуляторных. В ходе проектной деятельности наши дети приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся более внимательными друг к другу, к окружающей среде, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Необходимо отметить влияние проектной деятельности на педагогов. Проектная деятельность заставляет педагогов постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных шаблонов, действий, требует ежедневного творческого, личностного роста [1].
Реализация проекта «Через детский сад — к семейной экономике» способствовала развитию детско–родительских отношений. Интересы ребенка стали интересами родителей, поскольку ребенок выдвигал различные идеи, открывал новое уже в знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнялась общим содержанием.
Важным воспитательным аспектом, на наш взгляд, в рамках реализации проекта являлось проведение экологических акций. В МБДОУ были разработаны и проведены следующие экологические акции:
в’ «Отходы в доходы», «Экосумка» (сбор макулатуры в детском саду и семьях воспитанников; изготовление подарков, открыток, хозяйственных сумок из различных бытовых отходов);
в’ «Мы чистим мир» (сбор, сортировка и сдача в утилизацию бытовых отходов);
в’ «День воды» (бережное использование водных ресурсов);
в’ «Капелька» (контроль состояния сантехнического оборудования в условиях семьи и детского сада);
в’ «Не губите деревца, не губите» (рациональное расходование бумаги и света).
Проведение данных акций способствует воспитанию нового поколения, которое в дальнейшем будет хорошо понимать экологические проблемы, активно участвовать в пропаганде идей бережного отношения к природным ресурсам в собственной семье, среди сверстников, знакомых, сформирует потребность и культуру общения с различными видами промышленных отходов, что в дальнейшем повлияет на социальное развитие общества.

Литература
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика–Синтез, 2008.