Специфика и особенности коррекционного обучения. Лапина Г. Н., МКС(К)ОУ VII вида № 47 города Ижевска

Специфика и особенности коррекционного обучения на II ступени образования в специальной (коррекционной) школе VII вида. Автор:Лапина Галина Николаевна, директор МКС(К)ОУ VII вида № 47 города Ижевска Удмуртской Республики

1.Задачи и технологии обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) 5–9 классов
Задачи коррекционно — развивающего обучения школьников на основной ступени обучения в целом сводятся к следующим:
1.Формирование социально–нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения, развитие потребности преодолеть недостатки, веры – в успех, осознание необходимости самоконтроля.
2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, формирование самостоятельности, гибкости мышления
3.Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать информацию из разных источников.
4.Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков)
5.Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
6.Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности.
7.Системный разносторонний контроль за развитием подростка с помощью специалистов (кл. рук, психолог, соцпедагог) осуществление постоянной связи с родителями, другими членами его семьи.
8.Обеспечение учебно–методического оснащения, необходимого для успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ.
9.Социально–трудовая адаптация учащихся — формирование общетрудовых, организационных и конструктивно- технологических умений.

2.Интеграция коррекционного компонента в содержание учебных предметов
Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VII вида школа №47 является школой для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья.
Базисный учебный план 5–9 классов предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений РФ. Кроме того, предусматривается трудовая подготовка по разным видам деятельности, а также коррекция недостатков в развитии и индивидуальная и групповая коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами. Проводятся логопедические и психологические занятия. Особенностью является то, что при отсутствии специальных учебников учителя интегрируют коррекционный компонент в содержание учебных предметов.
Среди нормативных документов, организующих учебно–воспитательный процесс в специальных (коррекционных) школах для учащихся с ЗПР упоминался проект стандарта общего образования обучающихся с ЗПР, в котором основное внимание уделяется начальной ступени образования (имеются Программы) и там же четко указано: «Программы школы VII вида для детей с ЗПР нуждаются в совершенствовании, также рекомендовано изменение содержания, корректировка его с учетом физических и (или) психических недостатков обучающихся, то есть изменение в содержании образовательных предметов или введение дополнительных разделов к этим программам» Как видим, одной из особенностей обучения в 5–9 классах специальной (коррекционной) школы является адаптация содержания учебных программ при сохранении общего цензового объема содержания обучения, а именно: внедрение коррекционного компонента в содержание учебных предметов (на основании «Рекомендаций…»,опубликованных в журнале «Дефектология» в 1993 году). Прежде чем адаптировать программу, учитель изучает учебно–методическое обеспечение содержания основного общего образования, а также находит материал, который будет обеспечивать коррекционно- развивающую направленность и содержание в обучении.
Учителя основное внимание обращают на овладение учащимися практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов для обзорного изучения.
Учителя ознакомились с пояснительными записками к изменениям, внесенным в программы изучения различных предметов, которые были рекомендованы Министерством образования РФ и опубликованы в журнале «Дефектология» в 1993 г. Из опыта работы с данной категорией учащихся учителя уже знают, на какую тему отвести большее количество часов, а какую тему дать для обзорного изучения. С учетом этих рекомендаций составляется Рабочая программа (по Положению о рабочей программе педагога, принятого в С(К)ОУ), рассматривается на методобъединении, педсовете, утверждается директором школы .
3. Отслеживание уровней обученности и обучаемости школьников как применение технологий дифференцированного и индивидуального обучения в 5–9 классах
Одним из основных направлений в работе специальной коррекционной школы является использование в учебном процессе индивидуализации и дифференциации деятельности школьников, что отслеживается заместителями директора при посещении уроков.
Особенностью является индивидуальный контроль за обученностью учащихся при переходе из начальной ступени в основную и постоянный контроль в течение года с 5 по 9 класс до выбытия из 9 класса по завершению обучения. Осуществляется это путем отслеживания как результатов обучения учащихся по отдельным предметам, так и состояния развития психических функций учащихся. Обученность рассматривается как уровень предметных знаний, умений, навыков, усвоенных учеником для самостоятельной деятельности.
Традиционной мерой обученнности является отметка по предмету (хотя описаны и другие способы измерения уровня обученности, например, накопительная балльная система). Основная диагностика обученности проводится 3 раза в год: входная, полугодовая, годовая Несомненно, преимущество отметки как меры результативности учебного процесса – это ее традиционность, доступность пониманию детей и родителей. Однако, оценка результата учебного процесса только по обученности имеет такие недостатки, которые в классах КРО проявляются с особой силой
Чтобы оценить возможности ребенка, необходимо оценить еще такой показатель, который бы ориентировал учителя на ближайшую перспективу его развития. В качестве такого параметра мы использовали обучаемость, под которой понимали возможности ученика оперировать учебным материалом и степень его самостоятельности в этом. Разноуровневая система обучения и контроля результативности учебного процесса позволила сделать наиболее эффективной разработку образовательного маршрута каждого ученика.
Для анализа обучаемости используются данные диагностики обучения за декабрь как наиболее результативный месяц по физическому состоянию учащихся.
Результаты выполнения работ являются объектом для отслеживания по следующим направлениям:
1. Определяется результаты усвоения учебного материала по предметам учебного плана индивидуально каждым учащимся, выявляются пробелы предшествующего обучения и организуется работа над их ликвидацией. Составляются Индивидуальные коррекционные маршруты на каждого ученика.
2. Определяется результат работы учителя с данным классом за определенные периоды в течение учебного года.
3. Определяется результат обучения по предмету.
На малых педсоветах подводятся итоги, анализируются, даются рекомендации, ставятся задачи и на дальнейший период, осуществляется контроль за их выполнением.

4.Перевод учащихся в общеобразовательные школы
По результатам обучения и усвоения учащимися программ основной ступени при условиях успешного обучения учащиеся переводятся в общеобразовательные массовые школы, но есть проблема адаптации детей в новых коллективах, поэтому желание переходить у них бывает не всегда, так как они имеют низкий уровень самооценки. Для адаптации учащихся в обществе нормально развивающихся людей требуется индивидуальный подход к ним, понимание психических и психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Классы 2007–2008 2008–2009 2009–2010 2010–2011
2–4 6 1 2 3
5–9 2 3 2 6
итого 8–4%
(от205 чел. ) 4–2%
(от 182 чел.) 4–2%
( от 182 чел.) 9 -4%
(от 203 чел.)

На 5 человек увеличилось количество учащихся, переведенных в общеобразовательные учреждения. На 4 – в 5–9 классах. Это является показателем успешности работы школы в обучении детей с ЗПР, благодаря применению особых коррекционно–педагогических воздействий, сочетающихся с лечебно–оздоровительными мероприятиями, осуществлении индивидуального подхода с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений, обеспечении оптимальных педагогических условий для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно–психическом здоровье, последовательном взаимодействии диагностико–консультативного, коррекционно–развивающего, учебно–профилактического и социально–трудового направлений деятельности.