Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Агафонова Л.М. школа № 47 г.Ижевска

КОНСПЕКТ УРОКА: ОЗНАКОМЛЕНИЕ. С. ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. И. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
2 класс. Автор: Агафонова Людмила Михайловна, ЗД по УВР МКС(К)ОУ VII вида школы № 47 г.Ижевска, Удмуртской республики
Тема: В гости к осени. Насекомые и птицы осенью.
Цель: обобщить знания учащихся о жизни насекомых и птиц осенью.
Задачи урока:
Образовательная: расширить знания детей об осенних изменениях в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
Коррекционная: восполнение пробелов в развитии детей, расширение кругозора, обогащение чувственного опыта, формирование общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка) на близком жизненному опыту учащихся, коррекция зрительной памяти, зрительного восприятия, внимания развитие аналисинтетической деятельности, развитие связной монологической речи.
Воспитательная и здоровьесберегающая. : воспитывать желание познавать окружающий мир; содействовать физическому воспитанию учащихся в ходе урока, профилактике их утомляемости; умение следить за осанкой, охрана зрения.
Оборудование: картины «Времена года»; осколочные картинки (у учащихся); таблица «Погода»; картинки птиц и насекомых; кроссворд; рисунок неизвестного существа; ТСО- магнитофон – запись высоких и низких звуков, моноблок с мультимедийной презентацией: «Ребята, берегите зрение!»; глобус.
План урока:
Этапы и содержание урока Примечания, деятельность учащихся Коррекционные задачи

1. Орг.момент.
Отгадайте загадку и подберите к ней у себя на партах отгадку.( на столах лежат напечатанные времена года: зима, весна, лето, осень). Загадка: «Пришла без красок и без кисти и разукрасила все листья».
На доске висят картины «Времена года», подберите нужную.
— Как вы думаете, почему Галина выбрала эту картину?
Примечания, деятельность учащихся: Учащиеся находят ответ, показывают и садятся на место
Коррекционные задачи: Упражнение на коррекцию зрительной памяти, развитие речи, настрой на урок.
2. Повторение.
1) Работа с осколочными картинками, относящимся к разным временам года.
— У кого картинки относятся к осени?
-Что изображено на твоей картинке?
2) Посмотрите внимательно на таблицу. (Рассматривают самостоятельно)
Небо
Ясно Облачно Пасмурно
Земля Зеленая трава
Листья на земле Снег
Осадки Грибной дождь
Моросит дождь Снег
— Подойдите и покажите те признаки, которые относятся к осени. Это какая природа?
-Какие осенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?
Примечания, деятельность учащихся: 1 уч. выходит к доске и показывает.
Полные ответы учащихся. У каждого ребенка конверт с осколочными картинками. Полные ответы учащихся.
1 уч. выходит к доске и показывает. Составляют предложения, с опорой на таблицу.
Коррекционные задачи: Упражнения на развитие аналисинтетической деятельности

3.Введение в тему.
— Осенью происходят изменения не только в неживой, но и в живой природе.
— Вспомним, что мы относим к живой природе.
Игра. Разложите на две группы эти картинки.
(На столе у учителя картинки птиц и насекомых).
-Назовите одним словом каждую группу.
-Какая же тема нашего урока?
Примечания, деятельность учащихся: Учащиеся с помощью магнитов прикрепляют на доску картинки.
Полные ответы учащихся.
Коррекционные задачи: Упражнение на зрительное восприятие

4.Физминутка. ТСО.
При исполнении высокого звука тянемся руками как можно выше, при самых низких звуках делаем глубокие наклоны. Выполняют под музыку. Упражнение на развитие слуха, гибкости, на улучшение кровоснабжения мозга.

5.Работа над темой урока.
1. Беседа по вопросам.
-Как связаны насекомые и птицы между собой?
— Что происходит с насекомыми осенью?
Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.
Примечания, деятельность учащихся: Выбирают ответы из предложенных картинок. Отвечают на вопрос.
Упражнение на узнавание и соотнесение.
Коррекционные задачи: Коррекция произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, аналитической деятельности, связной речи, обогащение словарного запаса, расширение знаний об окружающем.

2.Сообщение ученика (подготовленное к уроку).
Температура тела насекомых непостоянная. Она изменяется в зависимости от изменения температуры окружающей среды. С наступлением холодов исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забрались в какую–нибудь щелку под кору или зарылись в землю и уснули.
3.Загадки. С отгадкой назовите, что происходит с этими насекомыми осенью?
1) На ромашку у ворот опустился вертолет, золотистые глаза, кто же это…?( стрекоза)
2) Садится то на лоб, а то на ухо, а то на нос- назойливая….? (муха)
3)Мелкие мошечки жаркой поры! Ой, как кусают нас всех….? (комары).
4) Она на солнышке блестит, как рыженькая челка. Проворно на цветок летит, заботливая…? (пчелка)
-Во все времена года вы видите насекомых?
-В какое время года вы их не видите?
-Как исчезновение насекомых отражается на жизнь птиц?
Как называются птицы, которые улетают от нас осенью? Почему? Чего им не хватает?
4.Кроссворд поможет вспомнить названия перелетных птиц. (На доске нарисован кроссворд).
По вертикали: 1. Клин каких птиц можно увидеть осенью? (журавль); 2.Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит? (грач); 3. Какая птица лепит домик под окном? (ласточка).
По горизонтали: 1.Кто звонко поет над полями? (жаворонок); 2. Одежда белая, а ножки одеты в красные сапожки? (гусь); 4. Какая птица никогда не вьет своего гнезда? (кукушка).
Птицы широко распространены по всему земному шару. Человек встречает их в полярных странах и на экваторе (показ на глобусе), на воде и на вершинах высочайших гор, в плодородных степях и пустынях. Жизнь многих птиц сильно меняется по сезонам. Сюда относится и такое удивительное явление в их жизни, как осенние перелеты птиц из наших мест в теплые страны и весенние возвращения. Отлет птиц идет в определенном порядке. Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи иволги, кукушки, горихвостки, ласточки и др. (показ). Птицы, частично или полностью питающиеся растительной пищей, могут находить корм и позднее, с этим связан более поздний отлет дроздов, перепелов, куропаток.(показ).

6.Физминутка. ТСО.
Внимание на моноблок. Глазами повторяем все движения, которые будут показаны вам.

7.Закрепление. Работа с учебником.
Работа в группах. Откройте учебники.(с.34–35)
Прочитайте текст, обсудите в группах и ответьте на вопрос : «Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края?»
8. Итог урока.
Однажды на уроке рисования мальчик нарисовал вот такое существо. Может, вы догадаетесь, кто это?
(Учитель предлагает рисунок, на котором собраны части тела разных насекомых и птиц).
Туловище–ласточки
Хвост–ласточки
Ноги–кузнечика
Голова–кукушки
Шея–гуся
Крылья–бабочки.
-О ком мы сегодня говорили?
-Что происходит с насекомыми и птицами осенью?
Дети отгадывают у кого что позаимствовал художник
Урок заканчивается стихотворением
Е. Благининой:
Если встанешь на заре–
Крыша в сером серебре…
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
Если выйдешь поутру–
Галки стынут на ветру…
Вьются над парами
Вслед за тракторами.
Разгуляется денек–
В полдень сядешь на пенек,
Смотришь- на припеке
Прыгают сороки.
А в обед совсем теплынь–
Пахнет горькая полынь,
Тянет медом, мятой
И травой примятой.
9.Оценивание учащихся.
10. Запись и разбор домашнего задания.
Выполнить задания 1,2 и 6 в тетради «Проверим себя».

В течение урока учитель следит за осанкой учащихся.

реально

Педагогам на заметку рецепты вкусных блюд доступно и просто.