Информатизация в управлении образовательным процессом. Иванова В.В. МКС(К)ОУ VII вида №47 города Ижевска

Информатизация в управлении образовательным процессом. С(К)ОУ VII вида №47 города Ижевска УР,
заместитель директора МКС(К)ОУ VII вида №47 города Ижевска УР Иванова Вера Викторовна

В последнее время проблема информатизации образования находится в центре внимания педагогической общественности. Перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию позволяет избавиться от рутинного и отнимающего много времени (поэтому малоэффективного!) труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса и т.п. Постепенно автоматизация становится нормой в повседневной работе руководителей.
Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, применение информационных технологий.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. В последние десятилетия в наиболее развитых странах, в частности, в США и Японии, используются творческие (созидающие) информационные технологии так называемого третьего (высшего) уровня. Они охватывают полный информационный цикл —выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования объекта, достижения новых более высших целей.
Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации менеджмента, позволяют задействовать ЭВМ в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники.
Полная интегрированная автоматизация менеджмента предполагает охват следующих информационно–управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к
необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.
Внедрение информационных технологий в систему управления качеством образования в специальной (коррекционной) школе №47 VII вида города Ижевска УР началось не так давно, но дает свои положительные результаты. Основная цель этого процесса — информационная, аналитическая, научно–методическая и технологическая поддержка развития управления качеством образования на уровне образовательного учреждения на базе новых компьютерных технологий.
К современным техническим средствам автоматизации информационно–управленческой деятельности, имеющимся в нашем образовательном учреждении, относятся:
1.Персональные компьютеры, объединенные через систему устройств.
2.Копировальные машины.
3.Коммуникационные средства, телефонная техника.
4.Средства для автоматизации ввода архивных документов и поиска информации(к ним относятся нетрадиционные носители информации: магнитные диски и ленты, микрофильмы, диски с оптическими записями).
5.Средства для обмена информацией — “электронная почта”.
6.Видеоинформационные системы.
Связь между организациями города, республики и в масштабе России осуществляется через Интернет с применением Модемов, которые имеются у всех заместителей директора и руководителей методических объединений, а также в учительских для использования педагогами.
Копировальные устройства позволяют печатать информацию, найденную в Интернете и использовать её в деятельности педагогов и администрации школы.
Электpонная почта обеспечивает доставку писем (а часто и пpоизвольных файлов, а
также голосовых и факсимильных сообщений) от одних пользователей к дpугим, а иногда по модему с удаленными пользователями или чеpез Internet.
Внутришкольная документация заполняется в компьютерном варианте самими учителями под контролем заместителей директора, что явилось эффективным нововведением, позволяющим автоматизировать сбор, хранение и дальнейшую обработку информации заместителями директора. Под руководством директора Лапиной Галины Николаевны весь коллектив прошел обучение на курсах Mikrosoft «Партнерство в образовании» при АНО «Учебный центр информационных технологий»,поэтому в школе весь информационный поток принимается и сдается в электронном варианте.
Для примера можно показать некоторые разделы, которые заполняются и анализируются учителями, помогают им осуществлять анализ деятельности и динамику собственного развития, что бывает востребовано во время аттестации.
1.Учебная работа
Приложение 1
Сводная таблица данных диагностических контрольных работ
за ______ учебный год
предмет классы сентябрь декабрь май Изменения, причина
за 1 полугодие Изменения, причина
за 2 полугодие
Качество(%) Успешность (%) Не справились
с работой (%) Качество (%) Успешность (%) Не справились
с работой (%)
Качество (%) Успешность(%) Не справились
с работой (%)
математика 5а



Помогает учителям делать аналитические выкладки о причинах улучшения или понижения результатов, составлять программы работы с учащимися, которые не справились с заданиями для восполнения пробелов предшествующего обучения.

Приложение 2
Таблица данных 5 А класса по результатам ДКР №1(сентябрь)
Математика
№ Фамилия учащегося Темы, включенные в текст работы(справился – «+»,
не справился -«–») оценка
1
2
3
Темы в столбцах, где больше «–», выносятся на фронтальную работу в «Сводную таблицу по результатам ДКР» (Приложение 3),процент качества и успешности — в «Сводную таблицу данных диагностических контрольных работ за ______ учебный год»
( Приложение 1)Позволяет наблюдать динамику успеваемости и обученности как отдельного ученика, так и всего класса или параллели.

Приложение 3
Сводная таблица по результатам ДКР за сентябрь
Предмет: математика

Класс ФИО педагога. Тема, не усвоенная обучающимися

5 «А»
5 «Б»

Приложение 4
Таблица по использованию средств информационно–коммуникационных технологий на уроках в ____учебном году
предмет ФИО учителя класс четверти год
1
четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
русский язык
всего
Одним из важных условий повышения качества учебно–воспитательного процесса в целом, и урока в частности, успешного усвоения знаний детьми, формирование у них умений и навыков, является применение информационно–технических средств обучения, которые способствуют, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении

2.Работа с кадрами
Приложение 5
Повышение квалификации учителями 5–9 классов в 2011–2012 учебном году
Обучились на курсах(тема, дата, организация, кол–во часов) Участие в семинарах
(школа, ММЦ, район, республика) Участие в педсоветах (тема п/с, тема доклада) Участие в конференциях (школа, район, город, республика)
ФИО учителя
Приложение 6
Участие учителей в школьных, районных и общегородских мероприятиях (встречи с представителями Администрации города, республики) в ____ учебном году
Фамилия, имя, отчество Название мероприятия, в котором приняли участие
Приложение 7
Публикации учителей в ______ учебном году
Фамилия, имя, отчество Наименование сборника,название статьи,дата издания
Приложение 8
Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах в ______учебном году
Фамилия,
имя,
отчество учителя Принимали
участие в школьной олимпиаде,
конкурсе Место участника,
фамилия, имя Принимали участие в городской олимпиаде,
конкурсе Место участника,
фамилия, имя Принимали участие во Всерос
сийской олимпиаде,
конкурсе Место участника,
фамилия, имя
3.Итоговая аттестация выпускников 9–х классов
Приложение 9
Паспортные данные выпускников 9–х классов в ______учебном году
№ № л/д Ф. И. О Дата рождения Адрес, телефон. Паспортные данные Примечание
Приложение 10
Выбор экзаменов учащимися 9–х классов в _____ уч.году
ФИО обучающегося ОБЖ физика обществознание химия биология история
Подпись обучающее
гося
9 «А» класс
9 «б» класс
Приложение 11
Информация о выборе профессий учащимися 9 «__»класса в ____ уч. году
№ Фамилия, имя, отчество Дата
рождения Название (№) и местонахождение учебного заведения, предприятия, организации Специальность Домашний адрес

Приложение 12
4.Здоровье учащихся
Информация о группах здоровья и физкультурных группах учащихся
5а ФИО ученика группа здоровья физкульт.группа
6а ФИО ученика группа здоровья физкульт.группа

Администраторы образовательного учреждения могут автоматически работать с личными данными учеников, иметь информацию об учителях, делать на основе их статистические и аналитические выборки ( преподаваемый предмет, курсы повышения квалификации, публикации в сборниках, подготовка учащихся к участию в олимпиадах, качество и успешность обучения по ученику, классу, параллели, ступени обучения).
Первоначальными планами внедрения информационных технологий в управленческую деятельность были — электронный документооборот, создание и внедрение форм для отчетности, аналитической и прогностической деятельности.
Сегодня мы представляем организацию с отлаженной структурой управления, достаточно оснащенную, включенную в общую систему информационной среды образования города Ижевска.