Требования к педагогу специальной (коррекционной) школы. Агафонова Л.М. С(К)ОУ VII вида школы №47, Ижевск

Требования к педагогу специальной (коррекционной) школы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Агафонова Л.М..заместитель директора по УВР С(К)ОУ VII вида школы №47
Быть педагогом очень нелегко, особенно сложно в специальных школах, так как он должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы.
От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.
Учитель поэтому должен соответствовать следующим требованиям:
1.Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой;
— свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения;
— дифференцированными и индивидуальными формами работы.
Без этих знаний он не сможет организовать эффективный учебно–воспитательный процесс, придать ему коррекционную направленность, помочь советами родителям.
2. Кроме педагогических знаний учитель должен хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальные разделы.
Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития.
3. Нужна осведомленность учителя в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей.
4. Серьезные требования предъявляются к личности педагога:
— он должен быть глубоко гуманным человеком, любящим детей и стремящимся им помочь;
— педагог в такой школе должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения своих питомцев;
— должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике;
— ему необходимо быть твердым и последовательным, но не жестоким в своих действиях;
— необходимо иметь чувство юмора, уметь вовремя мягко пошутить по поводу некоторых происшествий, снять напряжение, но не допускать ни в коем случае насмешки над ребенком;
— педагог должен быть ласковым по отношению к детям.
5. Педагог должен знать особенности развития каждого своего ученика, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.
Работа педагога в специальной школе всегда связана с большой отдачей сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.
В школе № 47 VII вида работает 36 педагогов. 32 учителя имеет высшее образование, из них 2 человека получили диплом о втором высшем образовании; 4 учителя со средним- специальным образованием. 8 человек имеют дефектологическое образование, 2 логопеда, 1 психолог, 5 педагогов обучились на курсах в Центре развития и коррекции (г. Москва). Весь коллектив регулярно обучается на курсах повышения квалификации при ИПК и ПРО УР по теме: «Основы специальной дидактики и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья».
В нашей школе проводится следующая работа по требованию к педагогу специальной (коррекционной) школы:
-педагоги школы большое внимание уделяют самообразованию по специальной литературе;
-в образовательном учреждении действует система наставничества. Более опытные учителя работают с молодыми и вновь прибывшими педагогами по плану профессионального становления молодого специалиста для углубления и расширения профессиональных знаний в соответствии с требованиями к педагогу специальных (коррекционных) школ;
-в школе организовано несколько методических объединений и творческих лабораторий учителей, руководители которых оказывают непосредственную помощь педагогам, рассматривают вопросы преподавания в специальной (коррекционной) школе;
-в повестку совещаний при заместителях директора включаются вопросы методического характера, раскрывающие принципы и методы работы с детьми данного контингента;
-в ОУ работает постоянно действующий семинар «Школа дефектолога».
Ежегодная аттестация педагогов на более высокую категорию подтверждает действие системы работы школы по профессиональному росту педагогических кадров в специальной (коррекционной) школе.
Литература:
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С, Лебединской – М, 1982.
Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании с задержкой психического развития. М., 2001.
Коррекционные образовательные учреждения. Нормативно правовые документа. М., 2004
Коррекционная педагогика в начальном образовании/ Под ред. Г. Ф. Кумариной. М., 2001.
Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений / Сост. и авт. коммент. Ф. Ф. Водоватов, Л. В. Бумагина. М., 2000
Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002
Щербо И. Н. Управляем системой коррекционно–развивающего образования в школе. М., 2003
Щербакова А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. М., 2002