Укрепление здоровья на занятиях с логопедом. Григорьева Е. А. МКС(К)ОУ VII вида №47 города Ижевска.

Укрепление здоровья на занятиях с логопедом. Григорьева Е. А. МКС(К)ОУ VII вида №47 города Ижевска.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья (ст.41, п.1) В связи с этим внедрение в систему образования компонентов, способствующих укреплению здоровья детей, является одной из самых важных.
Одним из таких компонентов логопедического занятия является выполнение дыхательной гимнастики, которая способна оказать помощь при нарушениях носового дыхания; положительно влиять на дренажную функцию легких; укрепить сердечно — сосудистую систему; устранить ряд заболеваний нервной системы (что особенно полезно при заикании); значительно улучшить нервно–психическое состояние человека, повысить тонус организма и его сопротивляемость инфекциям. Особенный эффект можно отметить при выполнении дыхательной гимнастики по Стрельниковой. Эти упражнения выравнивают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, оказывают положительное воздействие на нервно–регуляторные механизмы, которые управляют процессом дыхания. Данная гимнастика основана на динамичных дыхательных упражнениях, которые сопровождаются движением рук, ног и туловища.
Еще один неотъемлемый компонент логопедического занятия — это зрительная гимнастика. Одним из факторов ухудшения зрения школьников, является большая нагрузка на глаза во время уроков. Однако, глазную мышцу, как и любую другую, можно тренировать и укреплять. Для этого используются упражнения для глазодвигательных мышц. В эту систему входят упражнения в виде разнообразных движений глазами (повороты, круговые движения и т.д.). Они приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. Поэтому снимают умственное утомление. После таких упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее.
В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.
На логопедических занятиях немаловажную роль играют упражнения на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика), которые благоприятно сказываются не только на формирование речи, но и способствует совершенствованию координации движений, активизируют мозговую деятельность.
Ни одно логопедическое занятие не проходит без проведения физминуток (упражнения на развитие общей моторики).
Физминутка — это один из этапов занятия. Самый кратковременный, но не менее важный этап урока. Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Её основные функции -снятие напряжения, совершенствование общей моторики.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, его нормального формирования и развития. Движение в любой форме, адекватной физиологическим возможностям детей, всегда выступает как оздоровительный фактор.
Таким образом, правильно организованное логопедическое занятие (соблюдение всех этапов занятия, продолжительность и др.)способствует не только сохранению здоровья, но и его укреплению.
Литература:
1.Демирчоглян Г. Г., Янкулин В. И. Гимнастика для глаз— М. ; Физкультура и спорт, 1988- 32с.
2.Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общаразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. Спб.: КАРО, 2006.–144
3.Шанина С. А., Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.–М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXIвек. 2010.- 249 с.
3.Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М. : Эксмо, 2007.–64 с.
4.Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Москва 2002, изд. «Физкультура и спорт», 64с.