Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Хворикова Е.Г. МКС(К)ОУ VII вида №47 города Ижевска.

Конспект открытого урока по русскому языку.

Тема: обобщение знаний по теме «Имя существительное».
Класс: 2 Б.
Учитель: Хворикова Елена Германовна

Цель: обобщение знаний учащихся об имена существительном, закрепление
навыка написания собственных имён существительных с заглавной
буквы.
Задачи:
Образовательные:
— закрепление у учащихся знаний об изменении имени существительного по числам и родам, навыка написания собственных имён существительных;
— учить применять на практике изученные правила;
— совершенствование графического навыка при выполнении письменных заданий.
Коррекционно–развивающие:
— повышение познавательной активности через построение урока и подобранные задания;
— развитие зрительного и речеслухового восприятия, внимания, орфографической зоркости;
— развитие артикуляционной моторики (проговаривание стихотворений физминуток, логопедические упражнения) и моторики пальцев рук через упражнения с шариками «Су–джок».
Воспитательные, здоровьесберегающие:
— продолжать повышение интереса к изучению предмета;
— привитие навыка аккуратного ведения тетрадей с соблюдением единого орфографического режима;
— привитие навыка аккуратного использования учебными предметами по отношению к себе и окружающим (ручки, карандаши).
Оборудование:
— раздаточный материал (шары «Су–джок», карточки);
— учебник, тетрадь для проверочных работ;
— карточки – словарные слова.

Ход урока.

Этапы урока
Организационная деятельность:
Развитие быстроты реакции мыслителительных процессов, памяти, слухового внимания.
Основная деятельность:
• Приветствие. Проверка готовности к уроку.
• Интеллектуальная разминка (ответы полные):
— Во что ставят цветы?
— Сладости в обёртках.
— Что кладут под голову, когда ложатся спать?
— Тетрадь для рисования – это…?
— Что заплетают девочки?
— Назови первый день недели.
— Кто развалил теремок в сказке «Теремок»?
— Какую рыбу поймал Емеля?
— Дом для машины – это…
Что надевают на голову в жаркую погоду?
Примечание: Ответы детей – полные. Правильный ответ – садится на своё место.
Организационная деятельность: Подведение к теме урока.
Развитие зрительного восприятия, мышления
Основная деятельность:
— Сегодня у нас урок обобщения, повторения пройденного материала. А о чём мы будем разговаривать вы сейчас скажите сами. Для этого у себя на парте поищите карточку с буквой и покажите мне.
— Молодцы! А теперь давайте составим слово из этих букв на доске.

С. Щ Е. Т . . .. Л Ь .. Е

- И так, мы сегодня будем говорить об имени существительном.
Примечание:
Дети ищут буквы слова «существительное» (под крышкой парты).
На доске уже есть некоторые буквы, дети подставляют остальные и читают слово.
Организационная деятельность:
Начальные записи в тетрадях.Минутка чистописания.
Развитие моторики пальцев, логического мышления
Основная деятельность:
— Прежде чем мы откроем тетради, поработаем с наши шариком.
— Хорошо! Открываем тетради, записываем число, классная работа.
— На минутку чистописания мы возьмём красивую букву. Догадайтесь, какая буква пропущена?
а б ж з к л
в и ?
— Правильно, буква М.
Примечание:
Пальчиковая гимнастика («Су–джок»). Возможен опрос о дате, месяце.

На доске: В ходе работы индивидуальная запись некоторым учащимся образца прописи букв.
Организационная деятельность: Словарная работа.
Развитие орфографической зоркости, зрительного восприятия, внимания.
Основная деятельность
— Какую букву мы прописывали сейчас? Поэтому повторим словарные слова на букву М, обозначаем ударение, подчёркиваем безударную гласную:
Мальч.к, м.шина, м.дведь, м.л.ко, м.рковь, м.роз, М.сква.
— Назовите одушевлённые имена существительные. На какой вопрос отвечают эти слова?
— А теперь неодушевлённые. На какой вопрос отвечают эти слова?
— Теперь у этих слов определим род. Какого рода может быть имя существительное?
Примечание:
Слова записывают дети по очереди (слова на карточках с пропущенной буквой).
Обращение внимания на памятку (стенд).
Дети работают по карточкам: ж.р., м.р., ср.р.
Организационная деятельность:
Физминутка
Развитие координации движений, артикуляционной моторики
Основная деятельность:
— С какой частью речи мы работаем? Значит и разминка будет про имя существительное:
Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Примечание:
2 раза: 1 – показ учителя, 2 — показ ребёнка. Под стихотворение дети маршируют.
Организационная деятельность:
Работа в тетрадях для проверочных работ.
Развитие памяти, словесно–логического мышления.
Основная деятельность:
— Откроем тетради для проверочных работ на стр. 47 № 6. Читаем задание.
— Что нужно выполнить? Какого числа может быть имя существительное?
Примечание:
Обращение внимания на памятку (стенд).
Выполнение упражнения с устным объяснением (по очереди все учащиеся).
Организационная деятельность:
Физминутка
Развитие глазодвигательных умений, слухового восприятия.
Основная деятельность:

Гимнастика для глаз. Упражнение на дыхание «Шар».
Примечание:
По схеме.
Организационная деятельность:
Работа с учебником.
Развитие навыка самостоя–тельной работы, речеслухового и зрительного восприятия.
Основная деятельность:
— Откроем учебники на стр. 24 упр. 38. Читаем задание. Что нужно выполнить?
— Почему некоторые слова записаны с заглавной буквы? Какое правило есть в русском языке о написании названий городов, рек, улиц?
— Работать будете по группам: 1 – выписывают названия городов, 2- названия улиц, 3 – названия рек. Выполняем самостоятельно. Потом я проверю.
— Какие слова мы ещё не записали? (названия морей, сёл). Прочитаем их. Назовите собственные имена.
Примечание:
Работа по группам (1–города, 2–реки, 3–улицы) и самостоятельно.
Организационная деятельность:
Разбор домашнего задания.
Коррекция внимания, мышления, навыка понимания инструкции.
Основная деятельность:
— На стр. 23 упр. 37 есть стихотворение Шибаева. Нужно будет выписать только собственные имена существительные. Это д/з.
Организационная деятельность:
Итог.
Оценки за урок.
Основная деятельность:
– Какая тема урока была сегодня?
– На какие вопросы отвечает имя су- ществительное? (кто?, что?).
– Как может изменятся имя существи–
тельное? (по числам, по родам).
— Как нужно писать имена собственные?
(всегда с заглавной буквы).
— Спасибо! Урок окончен!
Дополнительный материал:
— Даны строчки слов. В каждой найти лишнее слово. Объяснить. Определить род:
брусника, дуб, черника, ежевика.
ёрш, карась, кукушка, окунь.
костюм, хлеб, пальто, платье.