Отличие ребёнка с задержкой психического развития от социально и педагогически запущенного. Лихачёва Т.Н.МКСКОУ №47

Отличие ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) от социально и педагогически запущенного.
Лихачёва Татьяна Николаевна педагог–психолог МКСКОУ (VII вида) школа №47 г. Ижевск УР
ЗПР – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально–волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяет ребёнку успешно с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня агрессии и тревожности.
Причины: дефекты конституции ребёнка; соматические заболевания; органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).
1.В сенсорно – перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно – пространственной, вербально – пространственной ориентированности.
2. В психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушение координации движения.
3. В мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ. синтез), снижение уровня логичности и отвлечённости мышления, трудности перехода к абстрактно – логическим формам мышления.
4. В мнемической форме – преобладание механической памяти над абстрактно – логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объёмов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию.
5. В речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.
6.В эмоционально – волевой сфере – незрелость эмоционально – волевой деятельности, инфантилизм. Нескоординированность эмоциональных процессов.
7. В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия. Дезадаптивность побуждений и интересов.
8. В характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышения вероятности психопатоподобных проявлений.
Педагогическая запущенность — устойчивое отклонение в сознании и поведении детей
Причины: отрицательное влияние среды и недостатки воспитания.
К педагогически запущенным относят детей:
1.Не страдающих аномалиями развития, но не обладающими знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
2. В ряде случаев педагогическая запущенность приводит к значительному отставанию в психическом и физическом развитии.
3. Некоторые дети своим поведением напоминают аномальных детей. Поэтому необходимо квалифицированное отличие педагогической запущенности от нарушений в эмоциональной сфере, а также от ЗПР.
4.Школьная неуспеваемость часто не имеет в своей основе нарушений интеллекта, но в этом случае необходим квалифицированный диагноз специалиста – дефектолога.
5. Встречается в учреждениях интернатного типа, в которых у детей иногда наблюдается снижение восприимчивости к педагогическим воздействиям.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи.
Причины: усваивают искажённые ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Рекомендуемая литература:
Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.: 2001.
Шилова Т. Д. Взаимосвязь волевой активности направленности личности подростка. — М.: 1987.
Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков.- М.: 2005.
Шилова Т. А. Психолого – социальная дезадаптация детей и подростков. -М.: 2006.