Методические рекомендации к разработке психокоррекционных программ.
Лихачёва Татьяна Николаевна педагог–психолог МКСКОУ (VII вида) школа №47 г. Ижевск УР
Сегодня существует достаточно много психокоррекционных программ, как в области психологической помощи нормально развивающимся детям, так и в сфере психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Психокоррекционные программы, реализуемые в образовательном учреждении, имеют парциальный характер и должны быть согласованы с основной программой обучения и воспитания. При этом они имеют собственную теоретико–методологическую основу, формы и методы воздействия, планирование психокоррекционной работы. Различные авторы, как в возрастной, так и в специальной психологии, предлагают свои подходы требования к разработке психокоррекционных программ (А. К. Болотова и И. В. Макарова, И. В. Дубровина, И. И. Мамайчук, О. В. Хухлаева и др.). При этом отмечаются общие тенденции в разработке данных программ, а именно:
1) психокоррекционое воздействие должно опираться на принципы психолого–педагогической коррекции;
2) психокоррекционная программа должна носить развивающий характер и основываться на знания об особенностях детей, на которых направляется воздействие; знание об этих особенностях добываются в посредством психолого–педагогической диагностики;
3) психокоррекционая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности педагога–психолога образовательного учреждения и педагога (воспитателя, учителя);
4) психокоррекционная работа должна проходить в рамках ведущей деятельности ребенка;
5) специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа образовательного учреждения;
6) и др.
Интегрировав имеющиеся материалы, отражающие взгляды и опыт различных исследователей и авторов психокоррекционных программ, я разработала методические рекомендации в отношении детей, имеющих отклонения в развитии.
Программа психологической коррекции для данной группы детей включает следующие составляющие:
1. Пояснительная записка, в которой отражается актуальность данной программы для развития, образования, воспитания, социализации детей, категорию детей, на которых рассчитана данное воздействие, в каких условиях будет реализовываться программа, сроки реализации программы, частота занятий и т.д.
2. Цель формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь педагог–психолог. 3. Задачи частные цели, формулируются в соответствии с основной целью, при этом они могут быть объединены в три группы задач:
— коррекционно–развивающие направлены непосредственно на устранение недостатков, развитие психических процессов, функций;
— коррекционно–образовательные предполагают формирование знаний, расширение кругозора;
— коррекционно–воспитательные направлены на формирование личностных качеств.
4. Вид психокоррекционной программы и обоснование выбора данного вида для решения задач психокоррекцонного воздействия.
5.Основная психотерапевтическая концепция в рамках которой осуществляется коррекция (гуманистически ориентированная, бихевиорально ориентированная и т.п.).
6. Принципы психологической коррекции представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов используются теоретико–методологические подходы, разработанные в психолого–педагогической науке (концепции, теории, положения).
7. Направления (блоки) коррекционного воздействия здесь указывается, на какие психические функции, процессы или виды деятельности детей направленно коррекционное воздействие (обычно 2–4 направления).
8. Этапы психолого–педагогической коррекции отражают динамику психокоррекционного процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.
9. Методы и приемы коррекции (психокоррекционные техники) способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др.
10. Средства воздействия технические (компьютерные), информационные, вспомогательные, демонстрационно–иллюстративные и т.п. Например, какой дидактический материал будет использоваться (объемные предметы, наглядный и раздаточный материал и т.п.).
11. Планирование психологической коррекции данная часть программы предполагает планирование коррекционно–развивающих занятий, примером которого может быть следующая форма:
№ занятия
Дата проведения
Тема занятия
Цель занятия
Примерные упражнения
Конспекты коррекционно–развивающих занятий должны быть приложены к психокоррекционной программе, цели, задачи, упражнения и техники, предусмотренные в конспектах занятий не должны рассогласовываться с содержанием психокоррекционной программы.
Предложенная структура психокоррекционной программы является примерной и может дополняться, сокращаться, модифицироваться в зависимости от психокоррекционных задач, условий психокоррекции и др.
Рекомендуемая литература
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2003.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Издательский центр «Академия», 2001.