Методические рекомендации к разработке психокоррекционных программ. Лихачёва Т.Н. МКСКОУ (VII вида)школа №47 г. Ижевск УР

Методические рекомендации к разработке психокоррекционных программ.
Лихачёва Татьяна Николаевна педагог–психолог МКСКОУ (VII вида) школа №47 г. Ижевск УР
Сегодня существует достаточно много психокоррекционных программ, как в области психологической помощи нормально развивающимся детям, так и в сфере психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Психокоррекционные программы, реализуемые в образовательном учреждении, имеют парциальный характер и должны быть согласованы с основной программой обучения и воспитания. При этом они имеют собственную теоретико–методологическую основу, формы и методы воздействия, планирование психокоррекционной работы. Различные авторы, как в возрастной, так и в специальной психологии, предлагают свои подходы требования к разработке психокоррекционных программ (А. К. Болотова и И. В. Макарова, И. В. Дубровина, И. И. Мамайчук, О. В. Хухлаева и др.). При этом отмечаются общие тенденции в разработке данных программ, а именно:
1) психокоррекционое воздействие должно опираться на принципы психолого–педагогической коррекции;
2) психокоррекционная программа должна носить развивающий характер и основываться на знания об особенностях детей, на которых направляется воздействие; знание об этих особенностях добываются в посредством психолого–педагогической диагностики;
3) психокоррекционая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности педагога–психолога образовательного учреждения и педагога (воспитателя, учителя);
4) психокоррекционная работа должна проходить в рамках ведущей деятельности ребенка;
5) специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа образовательного учреждения;
6) и др.
Интегрировав имеющиеся материалы, отражающие взгляды и опыт различных исследователей и авторов психокоррекционных программ, я разработала методические рекомендации в отношении детей, имеющих отклонения в развитии.
Программа психологической коррекции для данной группы детей включает следующие составляющие:
1. Пояснительная записка, в которой отражается актуальность данной программы для развития, образования, воспитания, социализации детей, категорию детей, на которых рассчитана данное воздействие, в каких условиях будет реализовываться программа, сроки реализации программы, частота занятий и т.д.
2. Цель – формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь педагог–психолог. 3. Задачи – частные цели, формулируются в соответствии с основной целью, при этом они могут быть объединены в три группы задач:
—  коррекционно–развивающие – направлены непосредственно на устранение недостатков, развитие психических процессов, функций;
—  коррекционно–образовательные – предполагают формирование знаний, расширение кругозора;
—  коррекционно–воспитательные – направлены на формирование личностных качеств.
4. Вид психокоррекционной программы и обоснование выбора данного вида для решения задач психокоррекцонного воздействия.
5.Основная психотерапевтическая концепция в рамках которой осуществляется коррекция (гуманистически ориентированная, бихевиорально ориентированная и т.п.).
6. Принципы психологической коррекции – представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов используются теоретико–методологические подходы, разработанные в психолого–педагогической науке (концепции, теории, положения).
7. Направления (блоки) коррекционного воздействия – здесь указывается, на какие психические функции, процессы или виды деятельности детей направленно коррекционное воздействие (обычно 2–4 направления).
8. Этапы психолого–педагогической коррекции – отражают динамику психокоррекционного процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.
9. Методы и приемы коррекции (психокоррекционные техники) – способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др.
10. Средства воздействия – технические (компьютерные), информационные, вспомогательные, демонстрационно–иллюстративные и т.п. Например, какой дидактический материал будет использоваться (объемные предметы, наглядный и раздаточный материал и т.п.).
11. Планирование психологической коррекции – данная часть программы предполагает планирование коррекционно–развивающих занятий, примером которого может быть следующая форма:
№ занятия
Дата проведения
Тема занятия
Цель занятия
Примерные упражнения
Конспекты коррекционно–развивающих занятий должны быть приложены к психокоррекционной программе, цели, задачи, упражнения и техники, предусмотренные в конспектах занятий не должны рассогласовываться с содержанием психокоррекционной программы.
Предложенная структура психокоррекционной программы является примерной и может дополняться, сокращаться, модифицироваться в зависимости от психокоррекционных задач, условий психокоррекции и др.

Рекомендуемая литература
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2003.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.