Формирование навыка чтения у учащихся с задержкой психического развития. Баранова В. Г. МСКОУ школы №47 (VII вида) г. Ижевска

Формирование навыка чтения у учащихся с задержкой психического развития.
Учитель начальных классов МСКОУ школы №47 (VII вида) г. Ижевска Баранова Винира Гимрановна

Чтение представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов. Чтение включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуками и звукового образа слова с его звучанием. Обучение чтению ведет к формированию навыка чтения, формирование которого идет одновременно с развитием мышления и речи школьников, расширением их знаний и представлений об окружающем мире.
Проблема нарушения чтения у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Над данной проблемой работали и работают многие авторы, такие как М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова и др. А исследователи Г. А. Власова, М. С. Певзнер, Т. В. Егоров, В. И. Лубовский, Е. В. Мальцева, В. И. Насонова, Л. И. Переслени, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, и другие отмечают, что учащиеся с задержкой психического развития испытывают разнообразные трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и чтения.
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение почитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста.
Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный. Поэтому в процесс навыка чтения ввожу тренировочные упражнения:
I. Упражнения на развитие зоркости:
—  Какая буква, слог, слово лишнее?
—  Что общего в словах и чем они различаются?
II. Артикуляционная гимнастика
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания.
1. Чтение шёпотом и медленно:
ра-ра–ра — начинается игра
2. Чтение тихо и умеренно:
арта — арда
3. Чтение громко и уверенно:
—  Моль — соль — толь — боль
4. Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда…Га, га, га!
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!
А как Петя–петушок
Ранним утром поутру
Нам споёт… Ку-ка-ре–ку!
5. Скороговорки на проговаривание согласных звуков:
—  На реке поймали рака, из–за рака вышла драка.
Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.
III. Метод динамического чтения.
1. Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам.
А У К С О Т Д Е И С
Т М Ф Я Э Ю Н И Г Ш
Б В Л Ш Х Щ Ж Й Р Б
Ц Е Ы Ю З К М Н П Ь
Задание: прочитайте про себя, указывая буквы карандашом.
КУ МАН ТУЗ КАС
ША ТА ТИН БОЛ
ТО КАР ТОН НА
ФЕЛЬ ЛИК КА НИЗ
Задание: прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь из данных слов слова.
IV. Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).
1. Закончи пословицы.
Записаны 2 — 3 пословицы. Необходимо их закончить.
Дома стены _______.
Век живи, ______ ________.
2. Восстанови слово.
Написаны слова с пропущенными буквами и слогами.
М А Н А

Р Ы Л О В
V. Упражнения на развитие чтения без повторов.

1. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПЫлеСОС СнеГИри
ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК
2. Постоянное наращивание слова:
ЛЕС
ЛЕСОК
ПЕРЕЛЕСОК
VI. Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.
Указанные ниже упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью и т.д.
Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5–7 минут.
1. Чтение «канон».
Один человек начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3–4 слова (как при пении канона).
2. Чтение «Спринт».
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст.
3. Упражнение «Чтение–разведка»
4. «Жужжащее» чтение.
Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела.
5. Чтение с простукиванием ритма.
6. Чтение со звуковыми помехами.

тепло

Настоящая запретная археология в России и мире.