Здоровьесберегающие технологии в УВП. Сысоева Н.В. МКС(К) ОУ (VII вида) 47, г. Ижевск

Здоровьесберегающие технологии в УВП. Автор: Сысоева Н. В. МКС(К)ОУ (VII вида) 47

На сегодняшний день необходимы меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
Состояние психического и физического здоровья детей, успешность их адаптации к школе во многом определяются степенью функциональной зрелости организма ребенка и его здоровьем.
Однако не менее значительное воздействие на психическое здоровье школьников и процессы адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, а также соблюдение гигиенических нормативов и правил организации учебного процесса, обеспечивающих профилактику учебных перегрузок, утомления и т.д. Существенное влияние на психическое здоровье, характер, адаптации и уровень учебной мотивации школьника оказывают также такие факторы, как психологический климат в классе и дома. Слишком авторитарный стиль общения учителя, завышенные, неадекватные требования со стороны родителей снижают уверенность ребенка в себе. При этом падает учебная мотивация, нарастает тревожность, появляется негативное отношение к школе, что может привести к прогрессирующей невротизации, ухудшению психического здоровья.
При организации учебной деятельности школьников особое внимание необходимо уделять нормированию учебной нагрузки, регламентации длительности урока и перемен, времени и продолжительности каникул, количественному регламенту уроков в течении дня и недели и их оптимальному сочетанию, обеспечению оптимальных условий для учебы и отдыха.
Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем овладение навыками учебной деятельности.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
— организационно–педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
— учебно–воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни. Предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно–воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей;
— психолого- педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников, сюда же относится и психолого–педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
-социально адаптирующие и личностно развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности;
-лечебно–оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико- педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Укрепление здоровья при обучении:
1. Зарядка до уроков, подвижные игры на переменах.
2. Построение урока с учетом здоровьесберегающих технологий (использование приемов активизации деятельности, чередование видов работ, паузы активного и пассивного отдыха, физминутки, дидактические игры, психологическая комфортность среды, настрой на урок, внимание к осанке, охране зрения и т.д.)
3. Проветривание кабинета во время перемен.
4. Озеленение кабинета.
5. Оформление кабинета (цвет стен, расположение и качество наглядного материала, освещенность, соответствие парт росту детей, эстетическая привлекательность классной комнаты).
Укрепление здоровья группе продленного дня:
1. Разъяснение правил гигиены, ЗОЖ, тренировка в их выполнении.
2. Закаливание.
3. Прогулки и игры на свежем воздухе.
4. Подвижные игры.
5. Эмоциональный настрой на занятие, рациональная его организация.
6. Чередование видов деятельности.
Использование дополнительных возможностей укрепления здоровья:
1. Беседы на классных часах о ЗОЖ, гигиене, вредных привычках и т.д.
2. Привлечение родителей к привитию детям навыков здорового образа жизни, контроля здоровья учащихся.
3. Участие в Днях здоровья, школьных и районных спортивных мероприятиях.
4. Чтение художественной литературы о ЗОЖ, спорте.
5. Обучение мерам предупреждения травматизма, правилам личной гигиены.
6. Соблюдение режима питания.
Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Используемая литература:
1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. С. А. Цабыбин. Волгоград, «Учитель», 2009 г.
2. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. В. И. Ковалько, М., «Вако», 2007 г.