Изменение имен существительных по числам. Шклярова О.В. МСКОУ школа № 47, г.Ижевск.

Конспект урока русского языка во 2 «А» классе.
Составила учитель начальных классов Шклярова Ольга Валерьевна. Удмуртия. Город Ижевск. МСКОУ школа № 47.
Тема: «Изменение имен существительных по числам».
Цель: учить употреблять в речи имена существительные, изменять существительные по числам.
Задачи: Образовательные – расширить и закрепить знания об имени существительном; продолжить формирование умений различать одушевленные и неодушевленные существительные; изменять по числам. Воспитательные – воспитывать активность, адекватное поведение, аккуратность, любовь к природе. Здоровьесберегающие – содействовать профилактике утомляемости учащихся, использовать специальные приемы поддержания работоспособности. Коррекционные – развитие произвольного внимания, объема внимания, развивать мыслительные операции ( обобщение, выделение существенных признаков), восприятия в ходе выполнения упражнений, мелкой моторики рук при выполнении пальчиковой гимнастики.
Оборудование: — карточки со слогами «у, че, ник»;
— карточки со словами: ученики, гуляли, в, зимнем, лесу;
— карточки: единственное число, множественное число;
— карточки с заданиями;
— картинки с изображением предметов.
Ход урока:
Коррекционная цель:
Развитие зрительного восприятия через соотнесение визуального изображения и предмета.
Дифференциация грамматического значения одушевленности – неодушевленности
Орг. момент.
Я, вам покажу картинки, вы назовите, что там изображено и задайте вопрос к этому слову.
Картинки: ёж, шар, дом, лиса, мяч, заяц, стол, часы, юла, рак, утка, кот.
Учащиеся по очереди отвечают и садятся на место
Проверка д/з. Ученик читает слова, которые отвечают на вопрос что? и которые он подчеркнул.
Мин. чистописания. — Сегодня мы будем прописывать буквы Ууу.
— Составьте слово из слогов (ник, у, че). Кто такой ученик? (Тот, кто учится в школе, или кто обучается какой–либо профессии).
Звукобуквенный анализ слова.
— Запишите слово, выполните звукобуквенный анализ, разделите на слоги,
поставьте ударение.
Ребята из слов составьте предложение и запишите его. (Ученики гуляли в зимнем лесу.) Найдите главные члены предложения.
— Полезно гулять в зимнем лесу? Почему? (Свежий воздух,)
Образец букв прописан в тетрадях.
Один работает у доски. На доске карточки со словами.
Коррекционная цель: Упр. на координацию и динамическую организацию движений. Развитие мелкой моторики рук. Физ. минутка. Выполним упражнения для пальцев рук.
Коррекционная цель: Упр. на развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков, объёма внимания
Слова один ученик пишет на доске.
— Вспомните что такое существительное?
— Найдите лишнее слово.
— На какой вопрос отвечают эти слова? Ответы записывают в столбик.
Тюльпан, берёза, астра, василёк. (что?)
Окунь, сом, чайка, ёрш, карась. (кто?)
Рысь, заяц, корова, лисица, медведь. (кто?)
Жук, оса, сорока, стрекоза, бабочка. (кто?)
Ручка, карандаш, мяч, ластик. (что?)

Дифференциация существительных ед. и мн. числа.
Показ предметных картинок: один – много
Карточки: ед. ч. и мн. ч.
Ед. ч. Мн. ч.
Берёза – берёзы
Чайка – чайки
Корова – коровы
Сорока – сороки
Мяч – мячи
— Эти слова обозначают один предмет или много
— Измените, слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Припишите рядом.
— Итак, слова в первом столбике записаны в единственном числе, а во втором – во множественном.
Вывод: Имена существительные могут изменяться по числам.
Коррекционная цель: Формирование внимания, двигательная активность.
ЗОЖ. Физ. минутка.
— Если я называю существительное в единственном числе – вы хлопаете в ладоши, если во множественном числе – вы приседаете.

Коррекционная цель: Развитие мышления, восприятия.

Работа по теме урока.
Учитель показывает слова.
Возможные ответы: рот, коса, мак, дверь.
Один ученик работает у доски.
— Выполняем упр. 13 стр. 9
— Какие сущ. записали? (одушевленные)
— На какой вопрос они отвечают? (кто?)
— Я вам читаю загадку, ответ запишите в ед. и мн. числе.
1. Летом – в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою – в банке,
Желтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
(огурец – огурцы)
2. Хороводом в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
(гриб – грибы)
3. Вот чудесные цветы
Небывалой красоты,
Яркие, пахучие …
Ай-ай–ай! Колючие!
(роза – розы)
— Какие сущ. записали?
(неодушевленные, в ед. и мн. числе)
— На какой вопрос они отвечают? (что)
Коррекционная цель: Развитие внимания,
Игра «Живой – неживой» (устно)
— Прочитайте слова. На какой вопрос они отвечают? (кто?)
Кот, коза, рак, зверь.
— Нужно заменить в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?
Самостоятельная работа:
Упр. 14. Изменить сущ. из мн. числа в ед. число.
Стр.11 упр. 15 Составить из слов предложения и их записать.
Дом. задание: Стр.11 упр. 15 Составить из слов предложения и их записать.
Итог:
 — Что нового узнали об имени существительном?
(изменяется по числам: ед. и мн. число)