Особенности школьной адаптации детей переживших материнскую депривацию. Порцева О.В. МКСКОУ 7 вида, школы №47 г.Ижевска

Особенности школьной адаптации детей, переживших материнскую депривацию
Материал подготовлен учителем нач.классов МКСКОУ 7 вида, школы №47 г.Ижевска Порцевой Ольгой Владимировной

Депривация означает неполучение чего–либо, что необходимо или должно быть доступно. Материнскую депривацию испытывает ребенок, которому недостает матери, например, воспитывающийся в приюте или госпитализированный ребенок, ребенок, чья мать работает, или ребенок, мать которого не обладает необходимыми родительскими навыками или пренебрегает ими, возможно даже, жестоко обращается с ребёнком.
Часто при наличии одного вида депривации имеют место и другие ее виды. Материнская депривация может вести к различным формам психической депривации:
1. Стимульная (сенсорная) — Возникает в младенческом и раннем возрасте при резком ограничении сенсорных стимулов, необходимых для полноценного развития. Развитие задерживается, характерна познавательная пассивность.
2. Когнитивная — Возникает в раннем и дошкольном возрасте при резком ограничении стимулов, необходимых для развития познавательной (когнитивной) сферы.
3. Социальная — Возникает в дошкольном и младшем школьном возрасте из–за резкого ограничения позитивных социальных контактов.
4. Эмоциональная — Резкое ограничение или отсутствие эмоционально окрашенных чувств, возможно в любом возрасте.
Последствия депривации особенно ярко проявляются с началом школьного обучения. Рассмотрим некоторые последствия и пути их преодоления:
1) Специфическое развитие эмоциональной сферы и навыков социального общения.
Дети беспокойны, тревожны, неуверенны в себе, стремятся произвести на окружающих впечатление, нередко асоциальными действиями или действиями, направленными на саморазрушение и в то же время прячутся от внимания взрослых, стараются скрывать свои чувства, неадекватно реагируют при попытках наладить с ними эмоциональный контакт, осторожно относятся к проявлению симпатии по отношению к ним. Ранимы, с трудом принимают нравственные увещевания, несамокритичны, в сверстниках видят конкурентов.
Особое восприятие художественных произведений (например: трудности восприятия смысла нравственных рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского). Неприятие игровых эмоциональных форм обучения.
Пути коррекции: мягкое поэтапное приучение (приручение) ребёнка к педагогу, взрослому; доверие, авторитет; нравоучительные беседы в начале обучения только индивидуальные. Фронтально — похвала, подбадривание, комфортность среды. Важны личные качества учителя: доброта, эмоциональность, заинтересованность, уважение, любовь к ребёнку, открытость себя, использование «я — высказываний».
Использование приёмов сплачивания детей класса, научения терпимости друг к другу (работа в парах, группах, приучение помогать друг другу). Эмоциональное стимулирование педагогом положительных действий, грамотная реакция на отрицательные проявления.
Результаты коррекционной работы:
— построение взаимоотношений в классе, комфортность среды;
— адекватное восприятие художественных произведений;
— адекватная реакция на методы эмоционального стимулирования (похвала, порицание и т.д.), игровые приёмы обучения;
— уверенность в себе, проявление чувств.
2) Особое построение познавательной деятельности.
Интеллектуально–познавательная пассивность, низкая осведомлённость о себе и окружающем мире, скудный словарный запас, неуверенность в своих действиях, несамокритичность, низкая произвольность деятельности («не хочу», «не буду», «не умею»), преобладание игровой мотивации, либо мотивацией служит личная выгода, материальная награда.
Пути коррекции: эмоциональное стимулирование; приёмы активизации деятельности (накопление баллов для итоговой награды, в начальной школе обучение через игру); максимальное проговаривание действий, уточнение значения слов, ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира; личностно–ориентированное обучение;
Результаты коррекционной работы:
— дети идут на эмоциональный контакт со взрослым, сотрудничают с ним.
— дети начинают верить в себя и свои силы. Они уже не твердят, как заклинание: «Я это не могу, не умею». В игровой ситуации учащиеся активно ищут решения поставленных задач и через это обучаются.
— дети адаптируются в среде сверстников, преодолевают страхи, агрессивность, тревожность, застенчивость, т.е. создаются условия коррекции эмоционально–волевой сферы личности.
— через определенные игры развивается высшие психические функции детей, создаются предпосылки успешности обучения; дети воспитываются и обучаются, т.к. непроизвольность высших психических процессов у них пока преобладает над произвольностью. Через игровые ситуации детям прививается интерес к изучению предмета, к школе; повышается их познавательная активность.
3) Отношение к материальным вещам.
Непонимание их ценности, отсутствие бережного отношения к своим и чужим вещам, (одежда, школьные принадлежности, поделки и др.). Постоянный поиск новых интересных, а главное, личных вещей: подбирание мусора, воровство, выпрашивание или вымогательство денег и вещей.
Пути коррекции:
Коррегирование малоэффективно до тех пор, пока ребёнок находится в госучреждении или остаётся неразрешённой ситуация недостаточного или нарушенного семейного воспитания, но возможно сглаживание отрицательных проявлений через нравственные беседы, разъяснение норм и правил (материальная ответственность, ответственность перед законом, необходимость соблюдения санитарно–гигиенических норм), применение различного вида поощрений и наказаний, применение элементов проектной деятельности на уроках трудового обучения.
Таким образом, дети, пережившие психическую депривацию, нуждаются в повышенном внимании взрослых, грамотном, терпеливом подходе. Коррекция сводится к восполнению пробелов предшествующего развития, устранению или уменьшению их последствий.