Окончания имён существительных множественного числа. Ижболдина Е. А., МКС(К)ОУ VII вида №47 г.Ижевска

Конспект урока русского языка в 4 классе.
Автор: Ижболдина Елена Алексеевна, учитель начальных классов МКС(К)ОУ VII вида №47 г.Ижевска Удмуртской республики.
Тема урока: Окончания имён существительных множественного числа.
Цель урока: Формирование умения изменять по падежам существительные в форме множественного числа.
Задачи:
1.Ознакомить с окончаниями существительных множественного числа. Учить изменять по падежам существительные в форме множественного числа.
писать их окончания. Развивать орфографическую зоркость.
2.Воспитывать положительное отношение к учебному процессу. Содействовать профилактике детской утомляемости. Выработка потребности в здоровом образе жизни.
3. Развивать свойства внимания (переключение, распределение), слуховое восприятие, мыслительных операций. Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развивать устную и письменную речь, обогащать и активизировать словарь.
Оборудование: карточки с изображением листьев, деревьев; магнитофон, мяч, таблицы «Помогай–ка», виды календарей.
Ход урока.
Содержание, деятельность учителя. Деятельность учащихся. Коррекционная направленность урока.
1.Орг.момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Учащиеся проверяют свои рабочие места.
2.Актуализация знаний. Целеполагание.
Игра с мячом (тренировка в изменении словосочетаний по числам).
«Один – много» «Много – один»
Полное ведро — … Смелые воины — …
Ясный день — … Верные друзья — …
Лесное озеро — … Весёлые песни — …
Холодная зима — … Новые автобусы — …
Высокая ель — … Сладкие яблоки -…
Пушистый котёнок- Деревянные ложки- …
Учитель сообщает тему, задачи урока. Учащиеся: Слушают. Делают первоначальные записи в тетрадях.

Коррекционная направленность урока: Развитие слухового восприятия. Уточнение грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями.
Учащиеся изменяют словосочетания по числам. Садится тот, кто справился с заданием.
3.Минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика.
Коррекционная направленность урока: Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук.
4.Словарная работа.
Коррекционная направленность урока: Развитие логического мышления, догадки. Привлечение жизненного опыта учащихся. Обогащение, активизация словаря.
Работа со словарным словом: календарь.
Загадка: Каждый день роняет листочек.
А как год пройдёт–
Последний лист отпадёт.
Толкование слова, его происхождение. Демонстрация видов календарей.
Коллективная работа.
Запись словосочетаний в ед. числе, выделение окончаний, определение падежей.
Учащиеся: Читают, прописывают слово, делят на слоги, ставят ударение, выделяют орфограммы, рисуют схему слова. Обмениваются знаниями. Составляют словосочетания, записывают, выделяют окончания, определяют падежи.
5.Основная часть урока.
Коррекционная направленность урока: Развитие мышления через упражнение на анализ. Развитие мышления через упражнение на анализ.
Работа с деформированными словами.
— Прочитайте слова, укажите форму.
Ызёреб ялопот ишоню яьталп
Ьнет иладем иныд
— Найдите лишнее слово, обоснуйте выбор (слово в ед. ч.)
-У какого слова без труда и без ошибки можно определить склонение? (слово в ед. ч.)
Склонение существительных во множественном числе.
Склонение слова календари.
(учитель записывает на доске).
Работа по таблице учебника с.137.
Самостоятельная работа по вариантам
Учащиеся: Разгадывают слова, определяют число. Определяют лишнее слово. Склоняют (устно), определяют окончания. Наблюдение за окончаниями сущ–х во мн. числе.
1 вариант – склоняют слово берёзы.
2 вариант – тополя.
Физминутка.
Профилактика переутомления. Коррекция координации движений и речи.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
Учащиеся: Выполняют речедвигательные упражнения.
6. Закрепление.
Коррекционная направленность урока: Развитие восприятия, концентрации внимания, мышления.
Работа над предложением.
Задание: раскрыть скобки, выделить окончания у сущ–х мн. ч., определить склонение, падеж.
За (окна) бушевала февральская метель.
Ветер врывался в трубы (дома) и выл там (зверь).
Учащиеся: Коллективный разбор, запись предложений в тетрадях. У доски работают «слабые» ученики. Определяют склонение, падеж.
7.Физминутка: Упражнения для улучшения мозгового кровообращения под музыкальное сопровождение. ЗОЖ
Учащиеся: Выполняют три упражнения (по четыре раза каждое).
8.Проверка знаний.
Коррекционная направленность урока: Развитие орфограф. зоркости, смысловой догадки.
Дополнение предложения существительными во мн. числе. Поздней осенью на деревьях нет …(картинка с листочками). Луна светила сквозь ветки (картинка с изображением деревьев).
Учащиеся: Дополняют предложение, называют орфограммы, определяют скл., падеж (работают на листочках, после выполнения сдают).
9.Д.з. Упражнение 147 стр.140 (вставить окончания, указать скл., падеж). Учитель оказывает помощь слабоуспевающим ученикам.
Учащиеся: Читают задание, задают вопросы, если что–то неясно. Записывают в дневник.
10.Повторение изученного материала. Развитие орфограф. зоркости, внимания.
Игра «Снайпер». Найдите и подчеркните слова с «ь» — показателем мягкости согласных.
Учащиеся находят в записанных за урок словах слова с «ь».
11.Итог урока.
-Как определить склонение имён существительных в форме множественного числа?
— Какое задание вызывает затруднение?
Учащиеся отвечают на вопросы