Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. Перевозчикова Л. Н., школа № 47 (VII вида) г. Ижевск

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
Автор: Перевозчикова Любовь Николаевна, учитель английского языка
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 47
426027, Удмуртская республика г. Ижевск, ул. Володарского, 52
тел.: 66–58–50, факс 63–64–09 e–mail: izh–school47@rambler.ru

Одной из приоритетных задач образования сегодня является сбережение, укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор соответствующих возрасту обучающихся технологий преподавания, которые устранили бы перегрузки и сохранили здоровье.
Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно–эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. Современный урок английского языка требует от обучающихся высокой концентрации внимания и хорошей памяти, хорошо известно, что у обучающихся с ЗПР (задержка психического развития), эти высшие психические функции нарушены.
Положительное начало урока начинается с атмосферы, в которой находятся обучающиеся: санитарно–гигиенические условия в классе (температурный режим, рациональное освещение, проветривание и чистота кабинета). Большое значение имеет организация урока. Во избежание усталости и переутомления обучающихся, обязательна частая смена видов деятельности: устная речь, чтение, письмо, работа с учебником, ответы на вопросы, творческая и самостоятельная работа. Особое место в организации урока занимает психологический климат: шутки, улыбки, использование юмористических картинок, поговорок, музыкальных минуток. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомляемости в целом, нарушения осанки, утомляемости глаз (физкультминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика). Урок следует заканчивать спокойно, не перегружать домашним заданием, домашнее задание должно соответствовать индивидуальным возможностям каждого обучающегося.
Для формирования здорового образа жизни и потребности к нему, рассматриваются и изучаются следующие темы:
«Спорт и здоровый образ жизни»;
«Климат и его влияние на здоровье человека»;
«Здоровое питание и его влияние на здоровье человека»;
«Профилактика болезней»;
«Природная среда как фактор здоровья населения»;
«Проблемы молодежи».
Обучение с учетом индивидуальных возможностей обучающихся – один из способов сохранения, поддержки, улучшения физического и психического здоровья обучающихся. Личностно – ориентированный подход в обучении и метод проектов, используемые в моей педагогической практике, являются неотъемлемой частью обучения, направленной на индивидуализацию обучения. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта и влечет за собой повышенную деятельную активность учащегося. Основная цель — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. В каждом классе есть способные ученики, которые легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями и менее способные, которым требуется больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Одна из возможностей поддержки ученика на уроке – это организация обучения в сотрудничестве. Обучающийся сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение) или почитать другие учебники. Проектная деятельность стимулирует учеников к высказываниям на английском языке без боязни ошибиться, дать неправильный ответ. Работа в группе создаёт ситуацию успеха для каждого ученика. Совместное выполнение проектных заданий приводит к созданию доброжелательной атмосферы. Для организации благоприятного климата на уроках, для более эффективного достижения задач урока, поддержания мотивации учащихся используются технологические приемы здоровье сберегающей направленности:
— учёт физиологических и психологических особенностей детей;
— приемы позитивной психологической поддержки ученика;
— игровые технологии, способствующие отдыху и вызывающие положительные эмоции.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем современности и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как требование к любой педагогической технологии по её воздействию на здоровье учащихся. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями и повысить мотивацию к изучению английского языка.
Используемые источники:
www.pedagogika.by.ru/
www.openclass.ru/
www.koipkro.kostroma.ru/
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/ авт. — сост. С. А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2009.
Справочник заместителя директора № 6, 2010.