Применение методов физического воспитания для учащихся коррекционных образовательных учреждений. Пушина Е.С., г. Ижевск

«Эффективность применение методов физического воспитания для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида». Пушина Е. С., МКСКОУ (VII вида) № 47, г. Ижевск.

Урок – это основная организационная форма учебной работы в школе. На уроке учитель занимается в рамках точно установленного времени по твердому расписанию с постоянным составом класса, руководя индивидуально и коллективно познавательной деятельностью учеников. Он использует разнообразные методы для решения педагогических задач в соответствии с учебной программой. По содержанию и построению уроки разнообразны. Их качественное своеобразие определяется целями, содержанием, методикой проведения, способностями учителя и особенностями учащихся.
В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах ниже нормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически не разрешимы. Заметно увеличивается количество коррекционных классов, все возможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, традиционные общепринятые психолого–педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленности коррекции.
В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметна начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы.
При обследовании таких детей выяснилось, что основной причиной их неуспеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения головном мозг. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие эмоции, память и т. п. Формируются не только позже, но и несколько иначе.
Если сравнить детей с нормально развивающихся с этой категорией детей, то у вторых отмечается низкий уровень восприятия. Представления об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия относятся и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находиться. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности. Для детей ЗПР представляет трудность целостное восприятие. Детям этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.
На быстроту восприятия этой категории детей влияет любое отклонение от их привычных условий жизни. Например, им трудно определить предмет и его свойства, если этот предмет не стоит так, как они привыкли, такое же действие может оказать плохая освещенность или одновременная подача нескольких сигналов. Некоторые исследователи отмечают трудности детей ЗПР в ориентации влево и вправо, а так же то, что у этой категории детей целенаправленность и по этапность в обследовании предмета отсутствуют, их действия при этом импульсивны и непоследовательны.
По данным ряда зарубежных исследователей, к главным особенностям личности детей этой группы фагоцитарного развития относятся нестойкие эмоциональные процессы, трудности освоения в новом коллективе, частые смены настроения. Детям с недоразвитием эмоционально–волевой сферы неинтересны предлагаемые задания или какая–либо работа, у них отмечается слабость механизмов побуждения к деятельности, нечеткость продлеваемой работы, нет четкого плана действий. В связи с этим наблюдается низкий уровень интеллектуальной деятельности.
Под методами физического воспитания понимают способы применения физических упражнений.
Физическом воспитании применяются 2 группы методов: специфические ( характерные только для процесса физического воспитания), с помощью которых решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств и общепедагогические ( применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам относятся:
Метод строго регламентированного упражнения – упражнения выполняются в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на 2 подгруппы:
Методы обучения двигательным действиям:
1) Целостный метод (метод целостного – конструктивного упражнения) применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Этот метод позволяет разучивать структурно несложные движения.
2) Расчлененно – конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия ( приемущественно со сложной структурой ) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно – конструктивный методы часто комбинируют. Сначало приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключении возвращаются к целостному выполнению.
3) Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т. е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличение физических усилий.
Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными ) нагрузками.
1) Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым ( интервальным ).
- Метод стандартно – непрерывного упражнения представляют собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнений ); б) стандартно – поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
- Методы стандартно – интервального упражнения – это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
- Метод переменного упражнения характеризуется направлением изменения нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей (непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма), варьирующей (направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров») и убывающей (позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости) нагрузкой.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно – непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода: а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды с меняющейся скоростью); б) переменно – поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузки.
- Метод переменно – интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются: а) прогрессирующее упражнение (последовательное выполнение физического упражнения с различной нагрузкой с полными интервалами отдыха между подходами); б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (с колеблющими интервалами отдыха); в) нисходящие упражнения (жесткие интервалы отдыха).
Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующие на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.
Игровой метод. В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средств повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании.
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение обще педагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя – тренера, наличие материально – технической базы, возможностей ее использования.
Словесные методы. В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимся задачи, управляет их учебно–практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:
- дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в поставленной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком–либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания для младшего и среднего школьного возраста.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
- описание – это способ создания у занимающихся представление о действии. Они применяются в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.
- объяснения. В физическом воспитании применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы. Применение терминов делает объяснение более кратким.
Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
- беседа. Вопросно–ответная форма взаимного обмена информации между преподавателем и учащимся.
- разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимся после выполнения какого – либо двигательного задания, участие в соревнованиях, игровой деятельности, в которой осуществляется анализ и оценка достигнутого результата, и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
- лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
Самостоятельная домашняя работа, как форма обучения имеет целью закрепления полученных на уроке ЗУН, а так же способствует эффективному усвоению материала. Самостоятельная, познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и закаляет волю.
- инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателя предлагаемого занимающимся задания.
- комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки.
- распоряжения, команды и замечания – основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях. Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которые не имеют определенной формы (стандартные словосочетания, неизменных по подбору фраз). Применяются преимущественно в начальной школе.
Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык – это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.
Указание представляет собой словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий. Чаще применяются в начальной школе.
Методы обеспечения наглядности в физическом воспитании способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
- метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия.
- метод опосредованной наглядности создают дополнительные условия для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения (демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером по специальной доске, использование различных муляжей).
- методы направленного прочувствования двигательного действия направленные на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.
- метод срочной информации. Предназначен для получения преподавателем и занимающимся с помощью различных технических устройств срочной и прелиминарной информации после и по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров.
Мы, учителя физической культуры на своих уроках применяли различные методы физического воспитания. Исследование в школе № 47 показало, что на уроках с детьми ЗПР эффективней применять следующие методы физического воспитания:
Специфические методы физического воспитания
I Метод строго регламентированного упражнения
1. Методы обучения двигательным действиям
а) расчлененно–конструктивный метод
2. Метод воспитания физических качеств
а) метод стандартного упражнения
— метод стандартного–непрерывного упражнения
— метод стандартного–интервального упражнения
б) методы переменного упражнения
— круговой метод
Общепедагогические методы физического воспитания
I Словестные
1. дидактический рассказ
2. беседа
3. разбор
4. инструктирование
5. коментарии и замечания
6. распоряжения, команды, указания
II Наглядные
1. метод непосредственной наглядности
2. метод опосредованной наглядности
3. метод направленного прочувствования двигательного действия
Все выше перечисленные методы физического воспитания благоприятно влияют на физическое и психическое развитие детей ЗПР, усвоение программы предмета физическая культура в полном объеме.
Литература:
— Матвеев Л. П., Учебник для институтов. – М. : Ф и С., 1991, 543 с.
— Ермаков Ю. А., Возрастная физиология. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.: Спорт Академ Прогресс, 2001, 44 с.
— Кагорова В. С., Книга учителя физической культуры, М.: Ф и С, 1973. 543 с.

правда ли это

Смешные до слез приколы с домашними животными и школьниками.