Александра Бурангулова. МАОУ «Гимназия» г. Чернушка, Пермский край

Александра Бурангулова
педагог–организатор
МАОУ «Гимназия»
8/34/261 4 39 35 г. Чернушка
Пермский край
автор–разработчик программы

Программа
Развития классного коллектива учащихся 14–16 лет МАОУ «Гимназия»
«Путь к успеху»
Пояснительная записка.
Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива, имеющим и сохраняющим свою индивидуальность. Цели, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде должны гармонично сочетаться с педагогическими характеристиками всей школьной воспитательной системы, как часть её компонента. Программа является составляющей темы воспитательной работы гимназии: «Развитие коммуникативных умений обучающихся через различные формы внеурочной деятельности».
Понятия, являющиеся ключевыми в процессе реализации программы: личность обучающегося, коллектив, коммуникативные компетенции, ценности и потребности, алгоритмы действий, ситуация успеха.
Личность обучающегося – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.
Коллектив — специально создаваемая формирующая среда отношений, фактом своего существования обеспечивающая всем обучающимся в школе нужный результат.
Коммуникативные компетенции – знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Ценности – всё то, что значимо для человеческой жизни на земле. Потребности – нужда в чём–либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом.
Ситуация – сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Алгоритм действий – предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определённого класса.
Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет, т.е. до выпуска класса по итогам девятилетнего обучения–до мая 2014г.
Идеальная цель работы школы и классного руководителя – иметь выпускника, который соответствовал бы требуемым параметрам модели личности выпускника:
1. Осмысленность личной жизни, целеустремлённость /сформированное понимание о смысле жизни, счастье, наличие жизненных планов/
2. Мировоззрение, мироощущение / правовая и политическая культура, патриотизм, жизненный социальный оптимизм/
3. Интеллектуальное развитие /быть компетентным, уметь организовать себя, желать и продолжать образование на протяжении всей своей жизни/
4. Отношение к труду, деятельности, своим обязанностям /конкурентноспособный, трудящийся «пахарь», умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе/
5. Личностные качества /черты характера/
/человек самодостаточный, с развитым чувством личного достоинства/.
6. Отношение к окружающим / гуманность, уважение прав и свобод, достоинств других людей/
7. Человек – творец самого себя /стремление к развитию, самовоспитанию, самоизменению/
8. Культура поведения, общения /социально — адаптированный, владеющий психологией основ общения/
9. Здоровье и здоровый образ жизни /относиться к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности/
10. Эстетическая культура /отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, общении, учении/
11. Отношение к природе /быть экологически грамотным/
12. Семья, Брак, Любовь /осознание ответственности к этим категориям/.
На сегодняшний день ближайшие цели обучающегося связаны с успеваемостью, физическим развитием, участием в общешкольной жизни, самовоспитанием. Современная школьная и классная социальная среда рассматривается как совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые поддерживаются самими обучающимися. Такая среда воспитывает эффективнее и результативнее, чем любые другие методы. Мотивация обучающихся на самовоспитание должна поддерживаться:
1.едиными педагогическими требованиями /Устав школы, правила и нормы Госстандарта/
2. требованиями классной и школьной среды
3. организацией в школьной жизни духа состязательности
4. индивидуальной педагогической поддержкой /поддержать стремление к самостоятельности и самодвижению/.
Сегодня В часть своей жизни /активного физиологического роста/ обучающийся проводит в школьной среде, активно участвуя в моделируемых ситуациях, и лично являясь автором и исполнителем проектов, в результате он сам достигает выполнения идеальной цели образования.
Для этого необходимо решать с обучающимися следующие задачи:
1. формировать мотивацию ребёнка
2. научить определять ценности и потребности
3. развивать коммуникативные компетенции
4. вести здоровый образ жизни.
Воспитательный процес в школе слагается из системы широчайших влияний. Они направлены на создание воспитательной среды, воспитывающей деятельности, изучение и коррекцию воспитания и развития каждого ребёнка. Воспитательный процесс строится не в логике предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию.
Характеристика класса / удалена по этическим соображениям/
Для школы главное – успеть помочь подростку разобраться в себе, в своих проблемах не только с помощью психологических тренингов, но и путём включения их в специально организованную деятельность, способствующую преодолению тупиков саморазвития. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику Ситуацию Успеха. Создание Ситуации Успеха по мнению Г. А. Цуккермана приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. В этих условиях учёный выделяет ведущие характеристики действий учеников:
1. ученик осуществляет поиск недостающих ему знаний
2. ученик активен, понимает, что ему надо узнать ещё.
3. обращается в случае незнания к учителю без жалобы на трудности.

Алгоритм создания Ситуации Успеха.
1. создание благоприятного психологического фона /через речевые и невербальные средства: подбадривающие слова, мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, открытой позы и доброжелательной мимики./
2. помощь в снятии агрессии, изолированности и пассивности.
3. снятие проблемы «слоёного пирога»: успех-неуспех–успех.
4. уметь формировать у обучающихся положительную «Я–концепцию» / я нравлюсь, я способен, я значу./ Это способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Ни один ребёнок не приходит в школу неудачником. Оптимизм ребёнка должен поддерживаться удовольствиями, соответствующими его возрасту.
Путь к успеху у подростка построен на принципах:
ответственности, взаимопомощи,
творчества, толерантности
гуманизма, природосообразности
соревновательности,
взаимодействия семьи и школы.
Кроме всего изложенного нужно помнить, что стабильности в мире больше не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям!
Путь к успеху: участие в самоуправлении класса
/социализация/
Путь к успеху: рейтинг успеваемости по четвертям.
/ соревнование интеллекта/

Путь к успеху: уровень воспитанности
/социализация/ качества личности
/с матрицы: Л,Д,Гуткина журнал «КЛ» №4/2007/

Итоги подводятся каждую четверть, для наименьшего травмирования психики учащихся качества выделяются цветом:
Красный: «неудовлетворительно»
Жёлтый: «удовлетворительно»
Зелёный: «хорошо»

Путь к успеху: коммуникативная компетентность
/занятия в сфере дополнительного образования, участие и посещение выставок и спектаклей, экскурсии по историческим местам, изучение мировой художественной культуры/
Обучающиеся должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлечённость, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально–психологическую наблюдательность, рефлексию.

Путь к успеху: Здоровый Образ Жизни
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой.
/ режим дня, спортивные секции, динамические перемены, регулярное питание в школе, часы психологии, туристические походы,/
Путь к успеху:
приумножение традиций семьи и школы
/через участие и наполнение, введение новых традиций
Ожидаемые результаты
Профилактика патологий социально–нравственного развития обучающихся подросткового возраста, неприятие негативного социального опыта.
Вовлечение учащихся в активную гражданскую деятельность, профориентация.
Работа с родителями
* Работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний
Информационно–просветительская работа по стандартам обучения
• Работа с группами родителей по решению задач воспитания ребёнка
• Создание и работа авторитетного родительского комитета
• Участие родителей в управлении воспитательным процессом школы через попечительский и управляющий советы.
• Наличие социальной карты каждой семьи
• Индивидуальная работа: встречи по инициативе родителей или беседы по телефону /по необходимости/
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1. формирование мотивационно–ценностной сферы ребёнка /отношение к людям, к делу, к себе/
2. формирование IQ сферы ребёнка /способности, знания/
3. формирование эмоционально–волевой сферы ребёнка.
/ключевые темы, затронутые на собраниях/
Р/собрание: Тип темперамента и активность ребёнка
Р/собрание: Современная школа и повышение качества образования.
Р/собрание: Необходимость психологопедагогического сопровождения в школе детей с особой исходной ситуацией развития. /7,8 виды обучения/
Классный руководитель должен располагать следующей информацией о семье учащегося:
1. общие сведения о родителях или лицах их заменяющих
2. жилищные условия семьи и её материальную обеспеченность
3. образовательный уровень семьи,
4. авторитетность семьи в глазах ребёнка.
5. семейные традиции, обычаи, ритуалы.
6. положение ребёнка в семье
7. социальный паспорт семьи
8.результаты психологических тестирований /по мере необходимости/
Содержание работы с классным коллективом должно регулироваться в следующих измерениях: развивающего, собственно–образовательного, средового, инструментального.
Диагностика
Данная диагностика даёт возможность получить достоверную информацию о деятельности обучающегося/
1. Рейтинг успеваемости
2. Анкетирование «Зачем я хожу в школу?»
/в начале и конце учебного года./
3. Участие в общешкольных мероприятиях.
4. Занятия дополнительным образованием.
5. Творческое дело в классе.
6. Содержательная характеристика обучающегося по итогам года
7. Занятость и досуг в летние каникулы
……………………………………………………………………………………………………..
Приложение к программе / только направления/
Тематика Классных часов
Социальная среда
Доля занятости учащихся в дополнительном образовании
Анкеты для учащихся и родителей
Календарный план работы гимназии и участие подростков
Одна из Анкет для учащихся «Почему ты вообще учишься?»
/выбери ответ или допиши свой/
1. это мой долг
2. хочу стать грамотным.
3. хочу быть полезным гражданином
4. не хочу подводить свой класс
5. хочу быть умным и эрудированным
6. хочу получать глубокие знания
7. хочу научиться самостоятельно работать
8. все учатся и я тоже
9. родители заставляют
10. нравится получать хорошие знания.
11. чтобы услышать похвалу в свой адрес
12. чтобы общаться с одноклассниками
13. для расширения кругозора
14. классный руководитель заставляет.
………………………………………………………………………………….
Последующие Темы: Развитие и оценка коммуникативных умений через внеурочную деятельность учащихся.
Развитие социокультурной компетентности.
Цель:
Человек – творец самого себя / направление обучающихся к стремлению развития, самовоспитанию, самоизменению/
Задачи:
/по А. С. Макаренко/
1. Быть способным осознавать связь с окружающими, выстраивать партнёрские отношения.
2. Развивать умения, связанные с исполнением долга, ответственностью, внутренней дисциплиной, подчинять свою жизнь обязанностям.
………………..
Методическое обеспечение
1. журнал «Классный руководитель» №6–2011, С. В. Иванова «Педсовет..»
2. журнал «Классный руководитель» №4–2007, Л. Д. Гуткина «Пакет нормативных документов»
3. ж. «Классный руководитель» №2–2000, К. М. Коваль «Модель школы..»
4. ж. «Классный руководитель» №1–2003, О. Л. Корягина «Проблемы подросткового возраста»
5. В. А. Кривцова «Индивидуальный подход в воспитании детей».
6. Воспитательная система школы № 1747 г. Москва. Журнал «Зам директора по воспитательной работе» №7–2009г.