Александра Бурангулова. МАОУ «Гимназия» г. Чернушка Пермский край. Программа экономического лагеря.

Александра Бурангулова, педагог–организатор
МАОУ «Гимназия» г. Чернушка Пермский край
8 34 261 43935
автор–составитель программы экономического оздоровительного лагеря труда и отдыха «Радуга"

« Воспитание должно заключаться в том,
чтобы организовать жизнь детей, так,
чтобы в основу ей был положен коллективный
труд, освещённый светом науки».
Н. К. Крупская.

Пояснительная записка.

Летний отдых школьников – это период активного самосовершенствования, познания окружающего мира, эмоционального и творческого обогащения, общения со сверстниками и природой в условиях свободы от родительской опеки. Это время становится для них своеобразным этапом взросления.
Подросткам свойственно стремление к творчеству, к созиданию, тяга к активному участию в трудовой деятельности взрослых. Эти побуждения возникают, конечно, ещё в ранние периоды детства и сначала находят выход в игре. Смена игры настоящим трудом происходит не стихийно, не само по себе. Здесь необходимы сознательные усилия со стороны родителей, школы, общественности. И осуществляется такая смена в основном в подростковом возрасте.
Ещё А. С. Макаренко заметил, что в воспитательном отношении «труд–забота» намного важнее, чем «труд–работа», поэтому нет и никогда не будет надобности придумывать специально для подростков никому не нужную работу. Важно как можно раньше научить и приучить их заботиться об окружающих, трудиться на общую пользу. Труд подростка и в его сознании и в деятельности должен иметь общественно полезный характер. Уважение к результатам людского труда надо тесно связывать с воспитанием бережливости, которое должно получить у подростка общественную направленность.
Летом дети отдыхают чаще всего в лагере. Для того чтобы подростки в будущем эффективно использовали свои возможности, необходимо создать условия, при которых подросток сможет компетентно участвовать в процессах управления, решения конфликтов, научится общаться, овладеет демократической культурой и многими качествами, которые напрямую будут необходимы ему для успешной адаптации в обществе.
Функции лагеря реализуются посредством чередования различных видов деятельности. Благодаря комплексу оздоровительных мероприятий лагерь создаёт условия для восстановления и укрепления сил и здоровья ребёнка. Социально — адаптивная функция лагеря состоит в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, преодолевая проблемно — конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
Задача любого оздоровительного лагеря состоит в получении возможности, при которой каждый ребёнок развивает творческие способности, проявляет то, что в школе не смогло проявиться, удовлетворяет духовные, двигательные, интеллектуальные притязания.
Трудовой лагерь даёт возможность ребёнку раскрыться, добиться признания и уважения.
Потенциал летнего оздоровительного лагеря должен использоваться с максимальной силой, направляться на укрепление здоровья, физических и психических сил ребёнка, обогащать знаниями, положительными эмоциями и яркими впечатлениями.
Во временном коллективе потребность ребёнка в самосовершенствовании прослеживается более конкретно.
Ролевая игра в трудовом лагере «Радуга» становится ядром лагерной смены, подчиняя своему сюжету любую деятельность детей в лагере: трудовая деятельность, самоуправление, массовые праздники, режимные моменты. Героем событий игры становится каждый из участников лагеря.
Игра продолжается всю смену, имеет завязку (легенда, которая принимается всеми участниками игры), развитие в ходе лагерной смены, кульминацию. Выбор ключевых мероприятий смены также подчинён общему замыслу игры.
Традиционно при проведении летней кампании деятельность учащихся организуется по двум направлениям.
1) Организация отдыха и оздоровления.
2) Летняя трудовая практика подростков
Цели:
Создание воспитательного пространства, организованного для включения подростков в социально–значимую, поисково–исследовательскую, творчески развивающую деятельность.
Формирование правовой, экономической культуры личности, гражданственности и патриотизма, основ здорового образа жизни, культуры, досуга. Развитие творческого, интеллектуального потенциала детей и подростков.
Задачи:
1) Развивать мотивацию к общественно значимой трудовой деятельности, с применением новых технологий — экономики управления.
2) Приобщаться к здоровому образу жизни.
Укреплять здоровье через режим питания, увеличения двигательной активности, трудовой деятельности.
3) Заниматься профилактикой физического и психического здоровья детей и подростков, путём осуществления комплекса социальных, физкультурно–спортивных мероприятий.
4) Профессионально ориентировать детей, путём расширения представления о собственных возможностях учащихся.
5) Использовать ситуацию успеха как форму выполнения программы лагеря.
6) Развивать лидерские качества подростков.
7) Благоустроить и озеленить территорию школы, района.

Принципы деятельности лагеря:
Демократичность, Добровольность, Значимость деятельности Возможность смены деятельности в рамках одной лагерной смены.

II
Этапы игры.
1 этап -
включение в игру. ( Предполагает адаптацию к лагерю, к смене, временному коллективу и к условиям игры).
-Создание доступного информационного поля об условиях игры, о лагере, обычаях и традициях.
-Знакомство детей друг с другом.
-Выявление интересов, склонностей и способностей детей.
-Выборы актива, выборы кандидатов в управление, планирование, обсуждение законов и правил внутреннего распорядка.
Первый этап продолжается 1–2 дня и завершается открытием смены.
II этап -
игра направлена на стимулирование активности каждого члена коллектива. От того, насколько удачно прошёл первый этап игры, зависит насколько активны и самостоятельны будут дети. Основная задача лагеря связать всё происходящее единой нитью.
III этап -
выход из игры, подведение итогов игры. Задача этапа — закрепление детьми опыта, полученного в процессе игры, оглашение победителя (фирмы), оглашение героев, присвоение Почётных званий, вручение наград.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Сюжетно–ролевая игра: «Бизнес–компания». В сюжет игры входят ситуации:
1. Организация работы по созданию школьной компании, как закрытого акционерного общества
2. Производственно–предпринимательская деятельность: ремонт здания школы, классных комнат, работа в школьной мастерской, обработка и благоустройство пришкольного участка.
3. Информационно–рекламная деятельность.
4. Социальные акции.
5. Досуг.
Распределение ролей и создание пакета документов компании происходит на первом организационном собрании. ЗАО «Радуга» создано советом правления ученической республики «Пристань детства» как практическое продолжение деятельности экономической игры в летний период совместно с администрацией школы на период с 31 мая по 21 июня текущего года. ЗАО управляет президент и совет правления, в который входят:
Президент ЗАО, вице–президент, управляющие персоналом, маркетингом, производством, директор акционерного банка, руководители дочерних компаний.
На период работы ЗАО «Радуга» принимает Устав.
Статья 1. Акционеры.
Общество принадлежит акционерам. У дочерней компании может быть не более 10 бесплатных акций.
Статья 2. Статус ЗАО «Радуга».
Учредитель ЗАО – правление ученической республики совместно с администрацией школы, руководство: президент, совет
правления.
Статья 3. Деятельность ЗАО «Радуга».
Компания своего имущества не имеет. Инвентарь для работы берётся в аренду в компании аутсорсинга.
Производимой продукцией распоряжается ЗАО «Радуга» и учредитель на основе Договора.
Деньги, заработанные ЗАО, идут в фонд школы. Акции выпущены для
пользования на внутреннем рынке ЗАО.
Статья 4. Финансы.
Акции и чеки выпускает Банк компании для внутреннего пользования, они должны быть подписаны одним из руководителей фирмы, а также консультантом или преподавателем.
Статья 5 Ликвидация '5АО.
Ликвидируется на открытом собрании акционеров открытым голосованием и в связи с окончанием работ в Л ТО ЗАО «Радуга». Первоначальный капитал ЗАО, имеющего свою валюту, внесён в акции, которые раздаются акционерам в количестве 10 штук на компанию бесплатно. Наминал 1 акции: 20 баксов.
4. Цель игры: выполнять качественно профессиональную деятельность и заработать наибольшее количество денежных ресурсов (акции, баксы).
5. Подведение итогов в конце лагерной смены: все фирмы, заработанные деньги, реализуют на аукционе и приобретают ценные предметы.
6. Выход из игры: оглашаются фирмы — победители, герои, им присваиваются почётные звания, вручаются награды.
7. ИТОГ: Акционерное общество с ограниченной ответственностью считать закрытым, т.к. профессиональная деятельность в рамках предложенной работы выполнена, остаток невостребованного имущества продан на аукционе с молотка.
Ожидаемые результаты реализации программы.
1. Получение новых трудовых навыков.
2. Дисциплина во всём: коллективный порядок и ответственность.
3. Улучшение физического и психического здоровья детей и подростков.
4. Воспитание гражданственности и патриотизма.
5. Отсутствие правонарушений и преступлений в летний период среди несовершеннолетних.
6. Профилактика травматизма детей в летний период.
7. Улучшение отношений среди подростков.
8. Новая оценка нравственных ценностей: природа, труд, Родина, коллектив, здоровье, закон, школа.
Диагностика.
1. Карта–схема движения внутри компании.
2. Ежедневный подсчёт заработанных баксов.
3. Выпуск газеты « Экобоз».
4. Аукцион в день закрытия компании.
5. Игра «Биржа».
6. Социологические опрос.ы участников и наблюдателей игры.
7. Итоговый отчёт о работе ЛТО сдаётся администрации школы.

Методическое обеспечение.
1. Мир детства: Подросток. / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отн. Г. Н. Филонов. М.: Педагогика, 1982–217 с.
2. Дети на отдыхе. / Пер. с чешского; ил. 3. Матитки М.: Культура и традиции.
3. Практическое воспитание в школе. Книга в 2 частях. Часть 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002–160с.
4. А.Прутченков «Игра «Демократическая республика», Москва, Школьные технологии – 2000.
5. Хайчин Ю.Д.»Твоя игра». — М.: «Фаир–пресс», 2000–416 с.
6. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и в школе. М.: педагогическое общество России, 1999–238с.
7. Нянковский М. А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников / Ярославль: «Академия развития», 1997г.
8. Ромашкова Е. И. День рождения в семье и школе (модели праздничного досуга): Т.Д. «Сфера», 2000 г.
9. Панкеев И. А. Русские праздники. — М.: Яуза, 1998 — 256с.
10. Королёва В.Т. «Игры для всех» М–2000г.
11. Мушинский В. О. Основы правоведения (учебник для основной школы). М.: «Центр гуманитарного образования», 1997г.

План–сетка смены.

Дата Название мероприятий

1- день
03.08 Организационный день. Игра: «Давайте познакомимся». Ярмарка вакансий. Бижа труда.

2- день
04.08 Город мастеров. Создание компании. Выборы президента.
3- день
05. 08 Открытие лагерной смены: «Лето звездное — будь со мной»
4–день
06.08 Казино: «Хорошее настроение». Игры, загадки, шутки.
5–день
09.08 «Экология – безопасность – жизнь». Конкурс рисунков на асфальте.
6–день
10.08 Конкурс Шерлока Холмса. Школа молодого разведчика.

7 день
11.08 Экономическая викторина. Социальная акция «Внимание, дорога!»
8 день
13.08 День здоровья. Соревнования,
9 день
16.08 Развлекательно–игровая программа – «Бегослов».
1 0 день
17.08 Экологическая тропа: полезные советы, социальная акция «Внимание, клещи!»
1 1 день
18.08 Познавательная игра: Школа выживания. Социальная акция «Вредные привычки–долой!»
12 день
19.08 Я – профессионал. КВН по экономике, игра «Биржа»
13 день
20.08 Деловая игра: Потерпевшие кораблекрушение.
14 день
23.08 Закрытие лагеря. Аукцион.
15 день
24.08 Номинация «Звезда».

Режим дня.
8.00–8.25–Линейка
8.30 — 8.50 — Завтрак
9.00 — 12.00 — Трудовая деятельность
12.30–Обед
13.00–14.00мероприятия