Александра Бурангулова. МАОУ «Гимназия» г. Чернушка, Пермский край. Программа «Подготовка радио - ведущих»

Инновационные образовательные практики

1.автор: Александра Бурангулова .
педагог – организатор МАОУ «Гимназия»
г. Чернушка Пермский край 8/34/261 43935
2.название программы: « Подготовка радио — ведущих»
3. целевая аудитория: учащиеся 5–х классов: 5 человек от класса
4. количество часов: 20
5. организационные условия реализации программы: второе полугодие, 4 часа в неделю
6. Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемый метапредметный результат реализации программы
УУД
Критерии и показатели результативности программы
1. Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. Приобретение нового социального опыта в сфере общения. Личностные: формирование основ гражданской идентичности, основ социальных компетенций. Самоопределение в жизненных ценностях /на словах/.
2. Умение организовать свою деятельность. Регулятивные: постановка новых целей, преобразование практических задач, самостоятельный анализ условий достижения цели. Определять и формулировать цель деятельности /понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно/
3. Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Познавательные: добывать, перерабатывать, преобразовывать информацию Добывать новые знания из различных источников и разными способами
4.. Умение общаться, взаимодействовать с людьми Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Выражает собственное мнение и позицию, использует адекватные языковые средства, полно передаёт информацию партнёрам.
7. Условия участия в программе:
Учащиеся должны обладать следующими качествами личности: любознательностью, стремлением к творческим достижениям, стремлением к лидерству, самообразованию. Необходимыми качествами являются: высокая работоспособность, трудолюбие, доброжелательное отношение к товарищам, высокая требовательность к себе, дисциплина.
8. объекты оценивания и критерии их оценки /критерии оценки деятельности учащихся/
8.1. Овладение правилами (канонами) речи: логика, аргументы, факты, культура речи, инвенция–изобретение, диспозиция–расположение/
8.2. Овладение этапами деятельности и составление продукта деятельности:
а/ Аналитический, концептуальный: выработка замысла, плана выступления.
Продукт деятельности: концепция, общий план речи.
б/ Стратегический: целевая установка на образ слушателя, формулировка тезиса.
Продукт: рабочий план выступления.
в/ Композиционно–тактический: подбор аргументов и иллюстраций к ним, отбор фактического материала, компоновка материала.
Продукт: развёрнутая композиция выступления.
г/ Языковой, корректировочный: стилистическое оформление текста.
Продукт: отредактированный текст и рабочий план выступления.
д/ произносимый
Продукт: одноразовый устный текст.
е/ контрольный, итоговый: саморецензия, изучение мнений слушателей.
Продукт: откорректированный, отредактированный текст,
8.3. Выстраивание диалогичности общения при подготовке текстов на основе эмпатии, сопереживания, обмена личностными смыслами, доброжелательности, свободы выбора в различных ситуациях.

9. План реализации программы
УУД Название раздела часы Способы деятельности педагога и учащихся Объект оценивания
1 Как, умея говорить, научиться разговаривать?
/Включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность/ Беседа о способах общения: вербальное, невербальное, видах подачи информации: аудиальной, визуальной. Дискуссия о речевых средствах в среде учащихся, прослушивание записи «диалогов школьной перемены» Принцип коммуникативного сотрудничества: не навязывайся, выслушай собеседника, будь дружелюбен. Культура речи.
2 Искусство речи. Изобразительные, выразительные средства, функции слова, динамика речи. Разбор реальной ситуации: учащийся берёт интервью у педагогов–участников школьной конференции по ЗОЖ, Способы передачи информации: вербальные и невербальные,
Характеристика аудитории
Культура речи /нормы русского языка/ Обсуждение: репортаж с футбольного матча, выставки изобразительного искусства Речевая практика: орфоэпия, грамматика, лексика, такт, логика, компетентность–оценка точки зрения комментатора

3 Этапы речевой деятельности учащихся:
подготовительный, исполнительский, итогово–контрольный Определение замысла /тема, цели, задачи/, разработка стратегии/адресность/,
отбор и расположение материала/композиция выступления/,, отбор языковых средств, соответствующих стилю и жанру, исполнение самоорганизация, речь, творчество
4 Объединяющие деятельность психолого–педагогические средства Поиск рекламных заголовков текстов, вопросно–ответный ход выступлений, приёмы взаимодействия интересов, соучастия, персонификации, использование приёма повторения главной мысли текста, психологической паузы, доводов от авторитета. Мотивации деятельности: конструктивный, соглашательский, поверхностный, конфликтный.
Объединяющие признаки: общие условия слушания,
общий субъект воздействия, общая деятельность.
5. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности Лексико–семантический перевод понятий, конкретизация абстрактных понятий и положений/словесная наглядность/, художественная наполненность изложения — аналогии, речевые контрасты, использование риторических фигур, троп, интонационная выразительность, стилистическое разнообразие текстов. Логико–композиционное построение выступления.

10. материалы для реализации программы /учебные, дидактические, методические/
Братченко С. Л. Диалоги и жизнетворчество. Ч–2. Новосибирск 1990.
Головизин А. М. Условия успешной коммуникации. Волгоград, Учитель – 2008.
Ершов Д. А. Элективные курсы профориентационной направленности. Москва, Глобус -2007.
Иванова С. Ф., Минеева С. А. Мастерство устного выступления. Москва. Знание 1985.
Михальская А. К. Основы риторики. Москва,. Дрофа -2001.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль 1996, с 192.

11. Необходимое ресурсное обеспечение: энциклопедические словари русского языка, компьютеры, доступ в Интернет, диктофон, микрофон.