Лесные обитатели нашего края. Интегрированный урок. Лобко Т.А., Сидорова Н.А. Северск, МБОУ СОШ 88

МБОУ «СОШ №88 имени А.Бородина и А.Кочева»
Интегрированный урок
в рамках программы внеурочной деятельности
по ФГОС
«Моя малая Родина» и окружающего мира.
Лесные обитатели нашего края.
1 класс Учитель Лобко Татьяна Александровна
Педагог дополнительного образования:
Сидорова Наталья Анатольевна

Пояснительная записка.

Мы считаем, что изучение родного края очень важно. Как дерево не может расти без корней, так и ребенок, не знающий своей малой родины, не будет человеком с большой буквы. Как же сделать так, чтобы изучение родного края было интересно? Информацию в наше время можно найти без особого труда. Главное, чтобы это было осознано. Поэтому мы думаем, что на уроках по изучению окружающего мира и во внеурочной деятельности учитель должен не столько выдать информацию, сколько подтолкнуть детей к её поиску и применению. Уходя с урока, дети должны отвечать на вопросы: где, когда, почему. На таких уроках важно дать почувствовать детям, что они часть этой природы. А чтобы передать это чувство другим, ребенок должен многое знать. Только тогда, когда дети заинтересованы, они найдут много информации и выберут ту, что близка к их духу.
В течение таких занятий можно включать различные игровые соревновательные моменты, викторины, кроссворды, игры. Чем больше загадок и задач, тем больше перед детьми вопросов, тем больше поводов всесторонне изучить проблемы. Работа в группах, в парах очень эффективна. Во–первых, дети раздобудут больше информации.Обсуждение, обмен ею, приводит к сближению, развитию речи, появляется общий интерес, сплачивается коллектив.
В преддверии таких уроков можно или вернее даже лучше посетить музеи, выставки, зоопарк, повстречаться с людьми любящими свой край, гордящимися им и занимающимся его изучением. А таких людей немало и первыми такими людьми должны стать учитель, родители, бабушки и дедушки. Это очень важно, так осуществляется передача информации из поколения в поколение. Очень хочется верить, что наши дети не будут последними звеном в этой цепочке.
Давайте любить свой край и научим этому наших детей.

Тема:«Лесные обитатели нашего края»

Цель: воспитание любви к природе, родному краю.

Задачи:
расширить знания детей о животном мире Томской области;
учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров;
воспитывать бережное, гуманное отношение к природе своего края;
развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
воспитывать умение слышать и слушать, работать в группах.

Вид деятельности: групповая работа
Класс разбит на 2 группы. Дети подбирают материал:
о птицах Томской области;
о зверях Томской области.

Оборудование: компьютер, проектор, рисунки о природе, фотографии птиц, животных, голоса птиц (аудиозапись); презентация к уроку.

Ход урока.

1. Оргмомент.
— Ребята, сегодня на уроке у нас гости, повернитесь, поздоровайтесь, садитесь.
Презентация – заставка (1 слайд)
2. Самоопределение к деятельности.
— Кто знает, какой праздник отмечают во всем мире 4 октября?
— День защиты животных.
Интересна история выбора самой даты празднования – 4 октября. Дело в том, что этой датой ознаменовалось рождение святого католика Франциска Ассизского, который считается покровителем всех животных.(щелчок мыши)
Легенда гласит, что братья наши меньшие совершенно не боялись этого человека и даже помогали ему, а в ответ Франциск дарил им свою любовь, заботу и почтительность. Необходимо отметить и то, что Всемирный день животных был создан для всех, желающих сохранить на нашей Земле всё существующее многообразие природы, предотвратить вымирание редких видов животных.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о животных)
— Какую цель мы поставим себе на уроке? (Узнать, что удивительного и необычного встречается в нашем крае).

3. Актуализация знаний.
— Сегодня ребята мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по лесам Томской области. (щелчок мыши)(щелчок мыши)
Ведь лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы.
Для начала мы поделимся с вами на 2 команды.(щелчок мыши)
Первая наша с вами остановка называется(щелчок мыши)«Загадайка».
Каждая из команд по очереди загадывает другой команде загадки, потом дети сообщают сведения о животных и птицах для соседней команды.

Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко красный галстук мой. (Снегирь.) (щелчок мыши)

- Молодцы! Может кто–нибудь может нам рассказать о снегире? (приложение №1)

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка) (щелчок мыши)

 — Молодцы. А кто нам про белочку может рассказать? (приложение №2)

У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. ( Сова. )(щелчок мыши)

 — Молодцы! Кто нам расскажет про сову? (приложение №3)

Хочешь – верь, хочешь – не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Лось)(щелчок мыши)

- Молодцы! Кто нам расскажет про этого зверя дивного. (приложение №4)

Кто в беретке ярко–красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.) (щелчок мыши)

 — Молодцы! А кто нам расскажет о дятле? (приложение №5)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти–рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)(щелчок мыши)

 — Молодцы! А кто нам может рассказать о рыси? (приложение №6)

- Молодцы ребята! Где можно встретить этих животных? А теперь давайте с вами отдохнем.
Физминутка. «Елочка»(щелчок мыши)

2.Открытие нового знания.(щелчок мыши)
Вторая остановка называется(щелчок мыши)«Познавайка».
 — Сейчас мы с вами посмотрим фильм о животных, которые еще обитают в лесах нашей Томской области.(щелчок мыши)
Вопросы:
Как называется книга, в которую занесены исчезающие виды птиц и зверей?
Какие звери и птицы занесены в Красную книгу Томской области?

 — Молодцы ребята. Вы очень внимательно смотрели фильм и хорошо отвечали на вопросы.

Физминутка. (с движениями)

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Впереди из–за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Руки в сторону, вперёд,
На опушке волк нас ждёт…
Волк побегал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем мы от всех.

3. Рефлексия.(щелчок мыши)
Третья остановка(щелчок мыши)«Угадайка».
Игра «Изобрази животного» (медведь, заяц, лиса) — иллюстрации
Игра «Угадай птицу по голосу» (щелчок мыши)(щелчок мыши)(кукушка, утка, коршун, глухарь, тетерев)
 — Молодцы ребята, все угадали.

4. Следующая остановка (щелчок мыши)(щелчок мыши)«Нарисуйка».
 — Ребята, давайте представим себе животное будущего, которое заселит нашу планету, если мы не будем проявлять заботу о животных! Вам (двум группам) предлагается нарисовать такое животное.
(Ребята рисуют животное из будущего на ватмане. Каждый ребенок из команды рисует одну часть животного.)
— А теперь расскажите, пожалуйста, о нём! Молодцы! Спасибо! Вам нравятся такие животные? Хотите, чтобы в будущем такие животные заселяли нашу планету?
(Дети не согласны).

4. Подведение итогов.(щелчок мыши)
 — Наше путешествие подходит к концу, вопрос: «Надо ли беречь природу?» Ответы….
Дети читают стихи наизусть:

(щелчок мыши)(щелчок мыши)
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это – называется природа.
Давайте же ее всегда беречь!

2. Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в доме этом жить во веки.
 — Хочу закончить наше путешествие стихотворением Рождественского «Просьба», замечательные слова в этом стихотворении.
(щелчок мыши)
«Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди, не убивайте зря,
Ведь небо без птиц – не небо,
И море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля».
(щелчок мыши)
 — Что нового узнали на занятии? (щелчок мыши)
 — А сейчас самая приятная процедура – награждение. Каждый получает наклейки с изображением птиц и животных Томской области.
 — Все молодцы! Спасибо всем!

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение №1.
СНЕГИРЬ
Обыкновенный снегирь — одна из самых известных перелётных птиц лесов России. Снегиря можно встретить в парках и садах городов. Летом птица обитает в лесах, но заметить ее нелегко. В зимний период стаи этих птиц хорошо различимы на безлиственных деревьях на белоснежном фоне. Питается снегирь в основном семенами, почками и ягодами, выедает из них семена и оставляет мякоть.
Раньше на Руси любили держать в клетке какую–нибудь веселую цветную птицу. Снегири с успехом заменяли заморских пернатых.Снегирь птица спокойная и солидная. Неволю снегири переносят хорошо. А вот песня у красногрудых красавцев очень простая и даже не слишком красивая. Неужели их содержали в клетках за один только приятный вид?
Вовсе нет. Оказывается, в XIX веке в России и Европе была традиция обучать снегирей пению. Целые семьи занимались этим занятием. Молодых, едва оперившихся птенцов, вынимали из гнезд, выкармливали и обучали различным мелодиям. Молодого снегиря можно было даже обучить петь подобно жаворонку. Также они могли подражать канарейкам, свисту, звукам дудочки. Обученные птицы были довольно дороги, но радости от такого питомца было тоже немало.

Приложение №2.
БЕЛКА
Все белки питаются древесными семенами, ягодами и фруктами, орехами, грибами, почками и побегами, корой и лишайниками. А также насекомыми, яйцами птиц, ящерицами и змеями, птенцами и даже мелкими грызунами. Она прекрасно лазает по ветвям и легко перепрыгивает с одного дерева на другое.
Благодаря хорошо развитому обонянию, белка зимой отыскивает еду. Найдя запасы еды, она тщательно трет орех или шишку о нос или оставляет на нем слюну, это она делает для того, чтобы на нем остался ее запах, благодаря которому она отыщет свой тайник даже под 30 сантиметровым слоем снега.
Белки забывают как минимум о каждом втором орехе, который прячут про запас. Именно благодаря белкам увеличивается количество молодых деревьев.
Белке свойственно сильно заботиться о своем красивом рыжем хвосте. Хвост помогает зверьку удержать равновесие при прыжках на деревьях, а также прекрасно согревает зимой. Хвост спасает ее от морозов, завернувшись в него клубочком, она спокойно спит. А также он служит ей парашютом. Белка не разобьется, даже если упадет с крыши 50–этажного дома.

Приложение №3.
СОВА
Сову издавна считали символом мудрости, хотя на самом деле эти пернатые далеко не так умны. У нее большие глаза и уши, интересный клюв, плоское лицо, когти, пушистые перья, ну и конечно перья вокруг глаз. Кроме того, совы производят очень забавные звуки. Одно ухо направлено вверх, а другое — вниз, что позволяет слышать едва уловимые писки и шорохи. С помощью всех этих приспособлений совы улавливают звуки, недоступные другим животным, безошибочно определяют, где находится добыча, и ловят ее практически без промаха.
Совы практически потеряли способность двигать глазами. Чтобы изменить направление взгляда, совам необходимо повернуть голову.
Благодаря мягкому и рыхлому оперению, совы летают почти бесшумно, и мелкие животные не успевают их вовремя услышать. Добычу птицы хватают лапами и закалывают длинными острыми когтями.Совы не видят в кромешной тьме. Пойманная и посаженная в темную комнату сова не видит мышь не только в темноте, но и при освещении мыши светом. Но стоит мыши пискнуть или пошевелиться, как она тут же на нее бросается.
Все представители семейства совиных приносят пользу людям. Они не дают размножаться грызунам, которые расхищают урожай зерновых культур и распространяют опасные инфекции. Поэтому в большинстве стран совы находятся под охраной.

Приложение №4.
ЛОСЬ
Лось–жвачное копытное и травоядное животное. Он умеет срыгивать пищу, пережевывать и глотать ее снова. Лось питается ветками, побегами и листьями деревьев, корнями и травой. Также они едят лишайники и водные растения. Ежедневно они съедают от 18 до 27 кг растений. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму.
Лоси крупные и тяжелые, у них вытянутые морды и массивные головы, короткие хвостики, горб на спине и огромные уши, которыми звери могут вращать. Благодаря длинным ногам, лось легко передвигается в сугробах, а от лютого холода его спасает теплый мех. Они отлично плавают. Лоси даже могут нырять и задерживать дыхание до 30 секунд.
У лосей хороший слух, речь человека они опознают за 800 метров. У них нет верхних зубов! А также очень плохое зрение.
Лоси любят жить в одиночку. Они активны днем, но самое активное для них время – сумерки и рассвет. Еще они хорошо нюхают. И зимой ложатся спать прямо на снег, поворачиваясь в наветренную сторону, чтобы учуять врагов. Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться хищнику.

Приложение №5.
ДЯТЕЛ
Дятла называют «лесным доктором».Вредители леса – насекомые и их личинки искусно прячутся под корой и в глубине древесины деревьев. В такие узкие и глубокие щели залезут, куда ни человек, ни один птичий нос, кроме дятлиного, не доберется. Сначала дятел простучит дерево, «выслушает пациента». Здоровое дерево дятел не тронет, нет ему там поживы. А если дерево заражено вредителями, дятел, как доктор, точно над ними вскроет дерево, просунет гибкийязык с роговыми крючками на кончике, и нащупав добычу, ловко подцепляет её.
Клюв у дятла крепкий, а язык длинный. Высунуть язык дятел может на 13 сантиметров. Недаром люди говорят: «Для дятла длинный язык не помеха». Длинный язык дятлу помогает кормиться. Один дятел за день может уничтожить 700–800 короедов. Это целая туча насекомых.
Дятлы совершают до 20 ударов головой в секунду. Но мышцы и кости защищают маленький птичий мозг. Сильные мышцы шеи позволяют птице неоднократно с большой скоростью делать удары головой, но также и в черепе у дятлов есть дополнительные мышцы, которые помогают птице не навредить себе. Эти мышцы работают в качестве защитного шлема для мозга.

Приложение №6.
РЫСЬ
Всем известно, что у рысикрасивый и теплый мех, который очень высоко ценится.У неё кисточки на ушах. Коротенький хвостик. Большие бакенбарды. Рысь очень чуткий зверь. К нему практически невозможно подобраться незаметно. У рысей идеальный слух. Вы только вдумайтесь, за несколько километров она может слышать шаги идущего человека или какого–либо животного. Поэтому, охотники должны проявлять невероятную сноровку и большое умение, чтобы выследить ипоймать это животное.
Охотится рысь в сумерках. Вопреки распространенным представлениям, она никогда не прыгает на свою жертву с дерева, но предпочитает подкарауливать дичь в засаде, а затемнападать большими, до 4 м, прыжками. Основной пищей рыси являются полевые мыши. Хотя рысь может вполне охотиться на животных и по крупнее. Кромених, она с удовольствием охотится на зайцев, глухарей, тетеревов, рябчиков. Может нападать и на крупно–копытных животных, например, оленей, косулей, изредка нападает на домашних кошек и собак.
В среднем в сутки, рыси требуется до 2–х килограммов мяса. Она отлично лазает по деревьям и скалам, хорошо плавает. В сутки она способна проходить до 30 километров.

Цена вопроса

А насчет экзотических девушек — exopic.ru