"Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада" ЕВ Бордюгова АГ Мальцева

"Проектирование развивающей предметно-пространственной среды
современного детского сада: физкультурное оборудование"

методисты Центра обеспечения информационно-образовательных сред
Красноярского краевого института повышения квалификации
Бордюгова Елена Владимировна
Мальцева Анна Геннадьевна

Статья адресована инструкторам по физической культуре, воспитателям и может быть использована родителями в семейном воспитании детей.

По данным 2009 года НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей дошкольного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. По сведениям НИИ, только среди детей имеющих отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, насчитывается 61,6%. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность и снижение интереса к занятиям физической культуры.
Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная активность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных организаций в плане физического воспитания. Что для этого необходимо?

Во-первых, специально созданные условия: материальные (помещение, спортивное оборудование, уличные игровые площадки) и педагогические (умение организовать двигательную активность детей, научить детей различным подвижным играм, физическим упражнениям, а также умение подбирать и рационально использовать современные развивающие игровые средства и оборудование и т.п.).

Во-вторых, нужна система занятий, основанная на принципах непрерывности (с утра до вечера); добровольности (вызывать желание, а не принуждать); доступности упражнений; чередования организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

Все это формирует физическую культуру детей.

Актуальность представленного материала обусловлена проблемой снижения двигательной активности детей в течение дня и анализа состояния физического воспитания детей в детском саду. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Перед дошкольной организацией в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
В решении этой проблемы особое значение придается использованию современного развивающего физкультурного оборудования, которое позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, корректировать некоторые недостатки в развитии, а также способствует повышению интереса к физкультурным занятиям. Развивающее физкультурное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Опыт практического применения такого оборудования в работе с детьми подтверждает его эффективность.
Предлагаем подробнее рассмотреть некоторые образцы развивающего оборудования для физического воспитания в детском саду (описание, рекомендации по их использованию, примеры игр и упражнений с ними).

Деревянная панель-лабиринт «Рисуем ногами» (рис. 1)

Деревянная панель размером 60х50х1,5 см с прорезью в виде извилистой линии и подвижным «ботинком-сабо», который крепится на ноге. Разработаны два варианта рисунка желоба «бабочка» и «волна». Они различаются по степени сложности.
Назначение: развитие зрительно-моторной координации, связи «глаз-нога», «глаз-рука».
Способствует: развитию силы ног и подвижности суставов, а также мышц брюшного пресса.
Особенности: аналогов не имеет.
Возраст: 6+
Примеры игрового использования: «Правой и левой рукой попеременно», «Правой и левой ногой попеременно», «Кто быстрее», «Следи глазами», «Расскажи, что делает твоя рука (нога)».
Кроме того, данное игровое средство можно использовать и для решения задач в различных областях развития детей. Например, игры «На что похоже?», «Дорисуй», «Нарисуй такой же узор» способствуют развитию воображения, речи, мелкой моторики, навыков рисования.

Далее представим игровые средства, которые направлены на развитие тактильного восприятия в процессе двигательной активности ребенка. Кроме того, они способствуют развитию памяти, внимания и речи, профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают общее оздоровительное воздействие. К особенностям таких игровых средств можно отнести возможность определять текстуру поверхности, не только рукой, но и ногой, и другими частями тела; возможность познакомить ребёнка с различными видами поверхностей, встречающихся в практических ситуациях, сформировать у него тактильные образы этих поверхностей при ощупывании и ходьбе по ним.

Возраст: 3+.
Игровое средство «Пощупай рукой, определи ногой» (рис. 2)
В комплект игрового средства входят:
10 ящиков (18х19х11 см) из 12 мм фанеры с откидной передней шторкой.
10 съёмных дисков, устанавливаемых в углублении на верхней стороне ящиков.
Текстура внутренней поверхности ящиков различна и совпадает с текстурой поверхности съёмных дисков.
Варианты игрового использования:
1. Игра «Найди такой же». Перед началом игры необходимо познакомить детей с игровым материалом. Для этого следует выбрать 3-5 ящиков с наиболее контрастной внутренней структурой.
Педагог предлагает ребёнку пощупать внутреннюю поверхность ящика, затем поверхность диска на ящике и сделать вывод, что поверхности одинаковы. Аналогично – со всеми выбранными ящиками.
После этого педагог снимает диски с ящиков и, перемешав, раскладывает рядом с ящиками. Он предлагает ребенку, ощупав поверхность внутри ящика рукой, найти соответствующий диск. Для контроля ошибок можно сравнить визуально диск и внутреннюю поверхность ящика.
Усложнить игру можно за счёт использования всё большего количества ящиков, а также тем, что ящики и диски находятся на некотором расстоянии друг от друга. Полезно, если дети дадут какие-либо «имена» поверхностям.

2. Игра «Найди свой ящик». Эта игра коллективная в ней могут участвовать до 10 детей.
Каждому ребёнку выдаётся диск, поверхность которого он тщательно ощупывает и во время игры держит между ладонями. Ящики устанавливаются в ряд на расстоянии не менее 1 метра друг от друга.
Дети двигаются медленно цепочкой мимо ящиков. Каждый ребёнок, проходя мимо очередного ящика, ощупывают ногой его внутреннюю поверхность. Если он находит ящик, к которому подходит его диск, то говорит «Нашёл» и ставит диск на ящик лицевой стороной наружу и выходит из игры. Если кому-то из детей не удаётся с первого раза найти «свой» ящик, то он может повторить прохождение.
Игра продолжается до тех пор, пока все диски будут правильно установлены на соответствующих ящиках.

Игровое средство «Тактильная дорожка» (рис. 3)
В состав игрового средства входят семь панелей размерами 53х35х6 см, с покрытиями из искусственной травы, наждачной бумаги, металла, плюша, гальки, ворсистой ткани и оргстекла. В качестве мест хранения используются специальные деревянные ящики, которые можно ставить друг на друга.
Варианты игрового использования:
1. Игра «Ходим по дорожке». Это игра на ознакомление детей с тактильной дорожкой в целом и с каждой из её панелей путём разнообразных перемещений по дорожке.
Прежде всего, дети ощупывают каждую панель дорожки руками. Для этого можно, например, провести их вдоль дорожки так, чтобы они опирались на дорожку руками, а ногами передвигаются по полу. Затем они строятся друг за другом и в медленном темпе выполняют несколько проходов по дорожке. При первом проходе им предлагается наступать на дорожку только правой (левой) ногой. При втором проходе - наступать на панели двумя ногами и полной ступнёй. Затем пройти дорожку на носочках, потом на пятках, а потом, опираясь только внутреннюю и внешнюю сторону стопы. Характер движения по дорожке можно разнообразить: двигаться семенящим шагом, приставными шагами, с различными положениями рук и пр.
Важно, чтобы дети освоили перемещение по дорожке, прочувствовали разницу в ощущениях при соприкосновениях с поверхностями различной шероховатости.

2. Игра «Как называется». Перед началом этой игры совместно с детьми необходимо дать названия каждой поверхности. Лучше, если их придумаю сами дети! Важно, чтобы названия начинались с различных букв. Например, панели могут получить такие названия:
из искусственной травы - «Трава»;
из наждачной бумаги - «Наждак», «Песок»;
из металла - «Металл»;
из плюша - «Плюш», «Мишка»;
из ворсистой ткани - «Ковёр»;
из оргстекла - «Стекло» и т.п.
Эти названия детям нужно постараться запомнить.
Затем они друг за другом двигаются по дорожке на расстоянии 4-5 шагов, расставив руки в стороны. Наступая на панели, дети вспоминают их названия и громко их произносят. Постепенно темп передвижения должен увеличиваться.
Сначала можно использовать не все панели, а выбрать из них наиболее контрастные по степени шероховатости.
Усложнение этой игры: дети двигаются по панелям с закрытыми глазами.
Важно, чтобы дети оперативно комментировали свои ощущения при движении по дорожке, используя как можно больше определений: «гладкая», «мягкая», «колючая», «теплая» и пр. Кроме того, после прохождения дорожки целесообразно чтобы дети ответили на вопросы: «На что похожа та или иная поверхность?», «Какие вещи, окружающие вас, имеют подобные поверхности?» и т.п.

3. Игра «Определи поверхность правильно». Для игры нужно подготовить фишки. На одной стороне фишки ставится буква, обозначающая вид поверхности в соответствии с придуманным названием, т.е. это должны быть буквы «Т», «Н», «М» и т.д. (см. предыдущую игру). На другой её стороне - цифра, соответствующая номеру команды, принимающей участие в игре. Кроме того, внешний вид панелей дорожки должен быть скрыт от участников. Это может быть сделано с помощью тонкой материи, накинутой на дорожку, или повязок на глазах детей.
В игре могут принимать участие несколько команд по 6 детей в каждой. Участникам вручается упомянутые фишки с номером команды и буквой, обозначающей вид поверхности.
Каждая команда выстраивается в колонну по одному и затем медленно идёт по дорожке. Игроки тщательно ощупывает ногами каждую панель и, если они находит поверхность, соответствующую своей фишке, то кладут её справа от панели.
После того, как все команды прошли дорожку просматриваются фишки, выложенные игроками, и определяется число сделанных ошибок. Побеждает та команда, участники которой сделали меньше ошибок при определении видов поверхностей.
Эту игру можно проводить в другом виде, когда одному ребёнку вручается 6 фишек с буквами, обозначающими виды поверхностей. При этом ребёнок должен разложить фишки в соответствующем порядке. Естественно, что условие «невидимости» поверхности при этом должно сохраняться.

Мягкие кирпичи «Компримо» (рис. 4)

В комплект игрового средства входят 10 мягких кирпичей (16х24х10 см) из вспененной резины пяти типов жесткости (по одной паре каждого типа), со съёмными чехлами из прочной плотной ткани особой фактуры, мягкой на ощупь и не позволяющей кирпичам скользить на гладком полу. Чехлы можно стирать в стиральной машине при температуре не выше 60 градусов. Каждая пара кирпичей имеет молнии одинакового цвета.
Возраст: 4 +
Назначение: развитие кинестетических ощущений (мышечного чувства).
Способствует: развитию памяти, концентрации внимания, общей моторики, чувства равновесия, коммуникативного взаимодействия.
Варианты игрового использования:
1. Игра «Ищем пару». Кирпичи складывают в два столбика так, чтобы в каждом находились кирпичи разной жесткости. Педагог берёт из левого столбика кирпич и кладёт его перед собой, нажимает на него рукой, предлагает то же сделать и ребёнку. Потом берёт кирпич из правого столбика, нажимает на него рукой и делает вывод о его жёсткости. Предлагает сравнить жёсткость кирпичей ребёнку. Если кирпичи одинаковой жёсткости, то пару откладывают в левую сторону. Если кирпичи разные, то путём перебора кирпичей правого столбика первому кирпичу находят пару. Когда новая пара найдена, то её откладывают в левую сторону (можно положить сверху на уже найденную пару). Таким образом, подбирают все пары кирпичей.
После этого проводится контроль ошибок: сначала опять с помощью нажатия, а потом кирпичи переворачивают и сравнивают цвет застежек-молний. Если у пары они одинакового цвета, то она подобрана правильно.
Усложнение игры: поиск пар производится ногами, локтями, коленями и пр.
2. Игра «Парочки». Играют 3 ребёнка. Перед ними раскладываются все 10 кирпичей в хаотичном порядке застёжками вниз. Один из участников выбирает один из кирпичей, затем – второй и сравнивает их жёсткость (не глядя на застёжки). Если игрок сделал вывод, что кирпичи одинаковые, то он говорит: «Парочка!», проверяет цвет застёжек и показывает их всем игрокам.
Если выбор был сделан правильно, то игрок забирает «парочку» себе. Если неправильно, то оба кирпича возвращаются ко всем остальным и свой ход делает следующий игрок.
Побеждает тот, у кого к концу игры будет больше «парочек».
3. Игра «Запомни и найди». Играют 5 человек. Кирпичи (10 штук) раскладываются на полу двумя рядами (ряд №1 и ряд №2) на расстоянии нескольких метров друг от друга застёжками вниз. Пара для каждого кирпича ряда №1 находится в ряду №2. Дети стоят в колонну у ряда №1, там же находится ведущий (сначала им может быть педагог).
По команде ведущего первый игрок пробует жёсткость левого кирпича в ряду №1, «запоминает» её, бежит к ряду №2, находит пару этому кирпичу, поднимает его вверх и кричит: «Нашёл!». Только после этого он может посмотреть и объявить цвет застёжки этого кирпича.
Ведущий сравнивает цвет застёжки левого кирпича в ряду №1 с цветом, названным ребёнком и, если они совпадают, то даёт команду следующему участнику. Тот делает всё точно так же, но только пробует жёсткость второго кирпича в ряду №1.
После определения жёсткости кирпичей в ряду №2 дети оставляют их на месте.
Если участник неправильно определит пару в ряду №2, то он встаёт в «хвост» колоны для следующей попытки. Побеждают те игроки, кто правильно с первого раза определил пару.
Эту игру можно усложнить, если определение жёсткости кирпичей проводить ногами.
Такое игровое средство, как «Мяч на резинке» (рис. 5) направлено на развитие координации движений, быстроты и ловкости
Способствует: развитию речи, концентрации внимания, корректирует эмоционально-волевую сферу ребёнка, помогает снимать агрессивность и мышечное напряжение.
Особенность: в отличие от обычных мячей этот мяч при игре безопасен для окружающих людей и предметов.
Возраст: 5+
Описание игрового средства: цветной мяч с прочно закреплённым на нём резиновым шнуром. На противоположном конце шнура имеется петля для одевания на талию ребёнка.
Варианты игрового использования:
Перед началом игр с мячом необходимо познакомить детей с возможностями этого игрового средства. Показать, как мяч фиксируется на талии (а не на шее!). Пояснить, что мяч можно ударять как ногой, так и рукой.

1. Игра «Кто выбьет больше». Ребёнок ударяет рукой снизу по мячу, стараясь сделать как можно большее количество ударов, сначала ведущей рукой, затем другой, а потом и попеременно. После этого можно перейти к ударам ногами, также сначала одной, потом другой, а затем попеременно. Эти игровые действия можно проводить как соревнование между детьми: кто сделает больше ударов, не уронив мяч на землю. Можно и одновременно, если имеются в наличии несколько мячей.
2. Игра «Я знаю много слов». Эта игра направлена не только на развитие ловкости, но и на развитие речи ребёнка, в частности, на увеличение активного словаря.
Педагог ставит перед ребёнком задачу: при каждом ударе рукой или ногой по мячу говорить какое-либо слово. Например, это могут быть:
мужские или женские имена;
названия животных или растений;
цвета;
географические названия (страны, города, реки) и т.д.
Эта игра может быть усложнена путём использования известной игровой техники «съедобное - несъедобное». Педагог бросает ребёнку мяч и называет предмет (при этом мяч привязан к педагогу). Если он съедобен, то ребёнок должен отбить мяч правой ногой (рукой), а если несъедобен - левой. Эту технику можно распространить на любые другие понятия.

3. Игра «Стихи с мячом». Игра с мячом может помочь при заучивании стихотворений. При этом особое внимание должно быть уделено чёткому проговариванию звуков и слов.
Удары по мячу должны совпадать с произнесением ударного слога, например: НАша ТАня грОмко плАчет (четыре удара). УронИла в рЕчку мЯчик (четыре удара).
Эта игра может найти применение на занятиях ребёнка с логопедом при нарушении темпоритмической стороны речи.
Нельзя не оставить без внимания оборудование, предназначенное для развития чувства равновесия и координации движений. Кроме того, оно способствует развитию пространственной ориентации, силы, ловкости, скоростной реакции, зрительно-моторной координации, осознанию схемы собственного тела, формированию коммуникативных навыков, профилактике плоскостопия.
Возраст: 4+.

«Кочки на болоте» (рис. 6)
Особенность: это универсальное игровое средство, позволяющее организовать большое количество разнообразных развивающих игр. От подобных игровых средств отличается прочностью и большей безопасностью.
Описание игрового средства: игровой комплект включает 12 полушарий («кочек») диаметром порядка 15 см, сделанных из прочной древесины. Округлая сторона кочек гладкая, а на плоскую наклеено покрытие, предотвращающее скольжение.
Варианты игрового использования:
Перед началом игр надо познакомить детей с этим игровым средством. Показать, что на кочке можно стоять как двумя, так и одной ногой. Можно стоять на кочке, если она положена на выпуклую сторону, и это гораздо труднее, чем, если кочка стоит на своей плоской стороне.
При первоначальном знакомстве детям должна быть предоставлена возможность попробовать все перечисленные варианты использования кочек. При этом педагог может попросить детей помогать друг другу при удержании равновесия.
Затем необходимо выполнить ряд подготовительных упражнений с кочками, уложенными плоской стороной вниз:
передвижение по рядом стоящим кочкам – одна нога на кочке другая на полу;
перешагивание с кочки на кочку, которые установлены на расстоянии детского шага;
передвижение по кочкам, уложенным в два параллельных ряда - правая нога шагает по правому ряду, а левая по левому.
Эти упражнения можно усложнять путём различного укладывания кочек: по прямой и изогнутой линиям, по кругу и т.п.

1. Игра «Строители дороги». Это игра-соревнование, в которой могут принимать участие 2 или 3 команды, состоящие из двух человек. На игровом поле намечаются два рубежа, один напротив другого. Каждой команде выдаётся по 4 кочки.
Производится первоначальное распределение ролей между членами команды: один из них называется «бегуном», а второй «строителем». Команды занимают место на исходном рубеже. «Бегуны» встают на две кочки, расположенные на линии рубежа, а «строители» держат две кочки в руках.
По сигналу педагога «строители» устанавливают кочки перед «бегунами» и те переходят на них. После этого «строители» берут освободившиеся кочки и снова устанавливают их перед «бегунами», и те делают следующий «шаг». Передвигаясь таким образом, игроки достигают противоположного рубежа, на котором производится смена ролей: «бегуны» становятся «строителями», а «строители» - «бегунами».
Далее команды движутся назад к исходному рубежу, выполняя те же самые действия.
Победу одерживает та команда, «бегун», которой первым пересечёт исходный рубеж. Игроки, исполняющие роль «строителей», должны устанавливать кочки так, чтобы «бегунам» было удобно шагать. Если «бегун» какой-либо команды во время движения дотрагивается ногой до пола, то команда возвращается на ближайший рубеж.
2. Игра «Лев охотится». В игре могут принимать участие до 13 детей. Одному из них определяется роль «льва».
Перед началом игры кочки укладываются плоской стороной вниз произвольным порядком. Расстояние между ними должно быть около метра.
Ребёнок, изображающий «льва», находится несколько в стороне и делает вид, что спит. Остальные дети прохаживаются между кочками.
Внезапно ведущий объявляет «Лев проснулся!». Услышав эти слова, дети должны встать на кочки и стараться сохранять равновесие. «Лев» начинает прохаживаться между детьми, пытаясь различными способами отвлечь их от балансирования. «Льву» разрешается рычать, смешить, задавать вопросы, но он не должен пугать детей и прикасаться к ним.
С момента начала движения «льва» педагог считает вслух. Досчитав до 10, ведущий объявляет «Лев идёт спать».
Если за это время «льву» не удаётся вывести из равновесия кого-либо из детей, то он считается проигравшим и снова «засыпает». Если же кто-то из детей за это время потерял равновесие и коснулся ногой пола, то он становится «львом», а прежний «лев» занимает своё место среди детей.
3. Игра «Два барашка». Для этой игры кочки укладываются в два параллельных ряда, образуя дорожку. Расстояние между кочками должно быть таким, чтобы дети могли свободно переступать по кочкам: правой ногой по одному ряду, левой по другому.
В игре принимают участие двое детей.
Дети встают на кочки по обоим краям дорожки и начинают двигаться навстречу друг другу. При встрече на середине дорожки они должны постараться благополучно разминуться, не касаясь ногами пола.
Победителем в игре считается тот участник, которому удаётся это сделать.
4. Игра «Не падать». Для этой игры используются четыре кочки, которые устанавливаются плоской стороной вниз, образуя квадрат.
Игроки встают на них напротив и выставляют ладони навстречу друг другу. По команде педагога игроки стараются ударами «ладонь в ладонь» вывести соперника из равновесия.
Победы можно добиться не только ловким ударом, но и своевременным уклонением от него. Проигравшим считается игрок, который первым потеряет равновесие и коснётся пола.

«Доска на 4-х колёсах» (рис. 7)
Описание игрового средства: доска из прочной фанеры размерами 60х40 см, на поворачивающихся вокруг своей оси, роликами.
Способствует развитию умения передвигаться на транспортном средстве.
Особенности: обладает повышенной устойчивостью и габаритами удобными для катания в различных позах.
Примеры игрового использования:
«Извилистый маршрут»;
«Автомобильная площадка»;
«Движение по карте» и т.п.

Два следующих игровых средства, на первый взгляд, похожи принципом приведения их в движение, однако, при их использовании все же задействуются разные группы мышц.

«Черепаха» (рис. 8) выполнена в виде пластмассовой фигуры черепахи на четырех лапах, которая приводится в движение путем переноса центра тяжести тела.

«Шагомобиль» (рис. 9) - в виде двух педалей на колёсах, соединенных металлическими скобами, которые приводятся в движение путем перемещения центра тяжести тела ребёнка, при этом крутятся педали и происходит продвижение вперед. Оба игровых средства выдерживают вес до 150 кг.
Примеры игрового использования:
«Кто дальше пройдет»;
«Кто быстрее?»;
«Черепашьи бега»;
«Пройди по заданному маршруту» и т.п.
На начальном этапе передвижение можно осуществлять в паре. При этом один ребенок страхует другого, поддерживая за руки.

Балансир «Шарик в лабиринте» (рис. 10)
Описание игрового средства: неустойчивая основа из высококачественного пластика с выступами для ног, со сменными пластинами-лабиринтами, 1 мышью-мячиком и 1 резиновым мячиком. Выдерживает вес до 120 кг.
Наличие съемных панелей позволяет регулировать степень сложности, самостоятельно придумывать упражнения, разнообразить двигательную деятельность.
Задача игрока прокатить шарик по лабиринту, балансируя ногами.
Ценность представленного оборудования заключается в том, что за счет внешней привлекательности, его использование позволяет повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, увеличить двигательную активность детей в течение дня. Кроме того, оно позволяет внести в самостоятельную детскую деятельность элемент необычности, занимательности, вызывает у них интерес и желание играть.

Благодаря своим полифункциональным возможностям данное оборудование позволяет параллельно решать широкий спектр развивающих задач в процессе двигательной активности, а также может быть использовано как в работе с обычными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями.
То факт, что оборудование малогабаритное, достаточно универсальное и легко трансформируется при минимальных затратах времени говорит о том, что его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.

Чтобы обеспечить эффективность использования физкультурного оборудования, прежде всего, необходимо подобрать и объединить разные виды его в комплекты с учетом специфики размещения в групповом помещении, спальне или в отдельном физкультурном зале. Также необходимо продумать условия его хранения для обеспечения его сохранности, а также безопасности и комфортности предметно-пространственной среды.

В комплект целесообразно включить: стационарное оборудование (1–5 единиц); набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров; переносное оборудование; сборно-разборные конструкции, дающие возможность трансформировать детали комплекта; физкультурные пособия, которые можно навесить, приставить, объединить со стационарным; детали для объединения со стационарным и переносным оборудованием; дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров.

просто

Много интересного : leroy.pp.ua