«Культура речевого общения» как средство развития речевой коммуникации Бурангулова АК г. Чернушка Пермский край

Александра Каримовна Бурангулова, педагог–организатор МАОУ «Гимназия»
г. Чернушка Пермский край, 8/34/261 4 39 35, Участник IV этапа краевого конкурса
индивидуальных образовательных проектов модернизации образования «Инновации 2014»

Спецпрактикум
«Культура речевого общения» как средство развития речевой коммуникации.

Данный практикум направлен на удовлетворение интересов учащихся, выходящих за рамки школьной программы и предназначенных для расширения кругозора старшеклассников.
Любой вид человеческой деятельности связан с коммуникативной компетентностью. Коммуникативный компонент характеризуется способностью использовать опыт других, сотрудничать, организовывать деятельность других людей, отстаивать свою точку зрения, убеждать других людей в своей правоте, уметь избегать конфликтов и успешно решать их. Эти /диалогические/ универсальные учебные действия, требуемые новыми стандартами образования, закладываются в процессе обучения в школе.
Диалог выступает одним из основных средств развития личности. Определение диалогическому взаимодействию дают С. В. Белова, В. В. Сериков: «Это процесс, имеющий интерактивную сторону — «обмен действиями», коммуникативную — «передача информации», перцептивную — «восприятие и понимание партнёрами друг друга». Границы своей коммуникативной компетенции учащийся научится определять в случае ознакомления с историей вопроса речевого общения.
Умение говорить, данное человечеству природой, требует развития на протяжении всей жизни, т.е. трансформации его в умение разговаривать. Искусство разговаривать приравнивается к таланту, основу которого составляет умение включиться в разговор, легко и свободно поддержать его, ярко и эмоционально воздействовать на слушателя.
В школьном образовании учитель чтения закладывает основы речи, филолог – оснащает знаниями, ритор – вооружает красноречием или культурой мысли и слова.
А гимназия, как гуманитарное учреждение, должна иметь курс дисциплин по риторике на всех ступенях обучения. Сегодня, в век высоких технологий, коммуникативные УУД в области владения устным и письменным языком, умение свободно, доступно излагать свои мысли, слушать и слышать другого, языковая культура – всё это достаточно робко проявляется у учащихся при защите своих творческих работ на ученических научно–практических конференциях. В урочной деятельности учащийся старается промолчать, а задание выполнить на бумажном носителе, не комментируя его, часто отрицательно реагируя на замечания по грамматике, если его работа не относится к предмету словесности. И, как результат, мы слышим диалоги учащихся на школьных переменах: в речи – словесный мусор и даже ненормативная лексика. А уровень устных ответов на уроках отмечается переполнением словами – паразитами или сленговой лексикой. В итоге слагается психологическая некомфортность в организации деятельности учителя и ученика. Далее следует, что в эпоху, рождающую новые, серьёзные проблемы, главной остаётся возможность взаимопонимания между людьми – умение вести диалог.
Формирование потребности в языковой культуре, умение владеть языком на уровне функциональной грамотности, решается в процессе диалогического общения, через речевую деятельность. Речевое общение выступает главным условием социализации личности.
Речевое общение — это:
— потребность в совместной деятельности /контакты, обмен информацией, стратегия и тактика речевых взаимоотношений/,
— передача форм культуры и общественного опыта, способ жизнедеятельности учащихся.
Если предмет «Речевое общение» вносить в образовательную деятельность учащихся, то необходимо организовать её как оригинальную, уникальную деятельность, отклоняющуюся от обычной нормы преподавания предмета, но деятельность, имеющую характер развития учащихся. Практику речевого общения нужно подать для старшеклассников в рамках профильного образования как средство образования и систему алгоритмов приобретения определённых навыков. Это позволит упорядочить восприятие, переработку и транслирование информации учащимися, а также будет способствовать развитию и совершенствованию этих алгоритмов.
Инновационная деятельность учащихся и педагогов в изучении предмета «Речевое общение» позволит оптимизировать образовательный процесс при минимальных физических и психических затратах ресурсов здоровья взаимодействующих сторон. /Коэффициент полезного действия/.
Цели практикума:
1. Формирование гуманитарной культуры учащихся.
2. Поддержка и развитие цивилизованных форм общения /культуры речи/.
3. Расширение речевого опыта учащихся в разных речевых сферах.
Задачи
1. Учебные:
организовать учебную деятельность – её осмысление — практику,
познакомить учащихся с историей возникновения форм речевого общения, риторическими канонами,

2. Развивающие:
научить школьников пользоваться инструментами речи: голосом, звучанием речи, артикуляцией- через выполнение упражнений; терапевтическое упражнение — мысленная настройка голоса посредством слушания себя и какофонии окружающих нас звуков,
— изучить «голосовую диету» и правила здорового голоса,
— выполнять упражнения по постановке правильной осанки, учиться осознавать свою позу,
— выполнять дыхательную гимнастику.
проводить тренинги по технике речи:
— артикуляционная гимнастика — тренировка звучания голоса – разогрев, вибрационный массаж резонаторных полостей, произношение гласных и согласных звуков, проговаривание скороговорок – работа над дикцией.
3. Воспитательные:
формировать убеждение, что грамотная речь — это культура поведения человека:
— отрабатывать правила построения речи – начинать не с просьбы, а с аргументов,
— использовать в речи «гормоны удовольствия» — чаще говорить «ДА»,
— уметь договариваться –/ почётная капитуляция/,
—  учиться правильно использовать имидж и статус свой и собеседника – не извиняться без причин, быть уверенным в речи,
— вызывать симпатию уважительным отношением, умением выслушать, обращать внимание на согласительные моменты, приятные манеры, внешний вид,
— проявлять эмпатию / сопереживание/,
— правильно использовать мимику и жесты, уметь выслушать.
Рассмотреть на практике, что голос – это здоровье твоё и окружающих через:
—  обращение учащихся к собственному речевому опыту – записать на диктофон небольшой текст, прослушать и оценить звук, тембр, темп голоса,
—  мелодику речи учащихся и учителей на уроках в своём классе – орфоэпию,
—  работу с орфоэпическим словарём,
— постановку логического ударения в текстах,
—  интонирование ( произнесение скороговорок на заданное настроение): веселье, грусть, печаль, радость, разочарование, удивление, вопрос,
—  физический опыт – замеры голосовых децибелы учащихся трёх ступеней, а затем перевести это изображение на голосовые связки, оценить.
развивать речевое общение учащихся не только как успешную коммуникацию, но и как общечеловеческую ценность:
— представлять собственное творческое задание через выступление на школьном радио и телевидении с репортажами, комментариями, сообщениями, творческими программами,
 — участвовать в традиционных мероприятиях школы в качестве аниматоров и актёров,
— учиться поддерживать цивилизованные формы речевого общения: составлять клише: я не думаю, я полагаю, я согласен….
Успешное, позитивное речевое общение предполагает не только овладение языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех её составляющих:
структурно–содержательной организации деятельности речевого общения / мы не можем обучать общению, не зная устройства и работы механизма речевого аппарата/,
социокультурных норм и стереотипов общения, материальной и духовной культуры изучаемого языка.
Эти знания и умения должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для разных жанров речевого общения, владением приёмами ведения диалога, умением считывать невербальное поведение человека. Приобретение знаний успешного речевого общения способствует формированию практических навыков речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработке на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля. Если бы мы наши природные качества мастерски умели преобразовывать в достоинства, то всегда могли бы быть успешными!

Рефлексия:
 — инновационные построения занятий по речевому общению способствуют психологическому комфорту взаимодействующих сторон. Возрастает мотивация и успеваемость учащихся.
—  владение инструментами речи – часть психического и физического здоровья учащихся и педагогов.
— знание правил речевого общения – это владение гуманитарной культурой цивилизованного человека, возможность его переключения из одной речевой сферы в другую. Классическая художественная литература вновь становится понятной и желаемой для чтения.
—  умение работать в группе — как практика диалогического общения. Компьютерный синдром одиночки становится не модным.
—  профессиональная ориентация: пройденная учащимися программа засчитывается как социальная практика и может быть направлением в выборе профессии радио–теле ведущего, корреспондента СМИ, менеджера, консультанта, секретаря–референта.
— издание методического пособия по культуре речевого общения с анализом и диагностиками речевого общения учащихся и педагогов гимназии послужит помощником в тренингах школьного сообщества в ликвидации эмоционального выгорания.
— введение урока Культуры речи в линейное расписание дополнительного образования первых классов является одним из средств развития коммуникативных УУД.
— использование театральной педагогики в речевом общении вызывает желание учиться совершать несложные творческие действия при постановке спектаклей для участия в школьной театральной Весне.

Тематический план занятий.
№ п.п Тема занятий Общее кол–во часов ТеорияПрактика Групповые Индиви
дуальные
1 Сила слова и особенности современного красноречия 2 2
2 Предмет современной общей риторики. Риторический канон 3 2 1 3 Законы современной общей риторики. 2 1 1
4 Принципы и приёмы работы над речью. Как сделать свою речь привлекательной. 2 1 1 + +
5 Основы речевого мастерства. Физиология и психология речи. 1 1 0 + +
6 Работа над постановкой дыхания. 3 0 3
7 Работа над постановкой звучания речи. 3 1 2 + +
8 Работа над артикуляцией. 3 0 3 + +
9 Работа над мелодикой и логикой речи. 5 1 4 + +
10 Составление композиции речи. 2 1 1 + +
11 Презентация собственного продукта. 3 0 3
12 Знакомство с основами Ораторского мастерства 5 1 4 + +

Итого: 34 часа.

Обучающий практикум №1:
Цель: формирование убеждения о значимости культуры речевой коммуникации на протяжении всей жизни человека.
Тема
1. Сила слова и особенности современного красноречия.
2.Современная общая риторика. Риторический канон.
3. Законы современной общей риторики.

1 Вводная лекция.
Просмотр – обсуждение презентации « Реклама как язык улицы».
Тест « Моя коммуникативная культура».

Лекция.
Просмотр выступлений классиков – Ф.Кони, В.Ленина.
Дискуссия.

Лекция.
Дискуссия о коммуникативной культуре школьника.
Оценка работы – качество речи слушателей, их убеждение о значимости культуры речевой коммуникации.

Обучающий практикум №2:
Цель: обучение инструментам речевой коммуникации.
Тема Кол–во
часов Теория Практика Форма, содержание
1.Основы речевого мастерства. Физиология и психология речи.
2.Этапы работы над инструментом успешности – голосом: постановка дыхания.
3.Строение и функции голосоречевого аппарата — работа над звучанием речи.
4.Работа над дикцией.
5.Работа над мелодикой и логикой речи.

4 Лекция.
Тест «Филологическая культура», тест «Цветопись Лутошкина» – самооценка психологического состоянии слушателей.
Просмотр в/фрагментов о дыхательной системе человека,
Мастер–класс «Тренинг на постановку дыхания».

Диагностика качества голоса — тест.
Тренинг «Слушаем окружение и себя». Голосовая диета – часть здорового образа жизни. Анализируем своё питание.

Мастер–класс «Тренинг – пластическая гимнастика для артикуляционного аппарата».

Обращение учащихся к собственному речевому опыту: запись на диктофон небольшого текста, прослушивание и оценка звука, тембра, темпа речи. Провести физический опыт – замерить голосовые децибелы учащихся трёх ступеней обучения, а затем перевести это изображение на голосовые связки, оценить.
Оценка работы – качество практического преобразования голоса.

Обучающий практикум.№3.
Цель: развитие речевого общения как общечеловеческой ценности.
Тема
1.Составление композиции речи: вступление — основная часть–заключение.
2. Презентация собственного продукта.
3. Знакомство с основами ораторского мастерства /публичное выступление/ 2
4 Лекция.
Тренинг «Продолжи фразу», «Вопрос- предположение», прослушивание и анализ произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Обсуждение работ учащихся: репортаж с мероприятия, сценарий праздника; мастер–класс – «Работа аниматора» -запись с мероприятия,
мастер–класс «Работа экскурсовода на выставке».

Лекция.
Предъявление учащимися своих работ слушателям.
Оценка работы – качество речевого действия, направленного на другого человека, предполагающего его отклик.
Программа обучающего семинара для педагогов–участников спецпрактикума.
Тема
Возможности человеческого организма.
Учитесь властвовать собой.
Сценарий моей жизни.
Предмет общей риторики.
Инструменты речевой коммуникации.
Использование форм театральной педагогики.
Речевая культура педагога.
Диагностика. Формирование потребности к саморазвитию.
Обучение навыкам саморегуляции организма.
Проведение оценки и значимости проблем современного человека.
Знакомство с базовым понятийным аппаратом, его проблематикой.
Умение координировано работать с речевым аппаратом.
Необходимость и значение актёрских способностей в профессиях социальной направленности.

Анализ разговорной лексики между учащимися и педагогами.
Реальные результаты практикума и перспективы его дальнейшего развития. Лекция.
Просмотр и обсуждение в/ролика об интересных фактах и возможностях человека.
/А.Кайрапетов «Здоровье, эмоции, красота», М–1985.
Тренинг – игра.
В.Леви «Искусство быть собой», М–1990.
М.Зенько «Пять шагов к себе», М–1992.
Дискуссия « Образ Я».
Л. Н. Толстой «Программа по самовоспитанию», М–2009.

Лекция.
А. К. Михальская «Основы риторики» Дрофа,М–2001.
Лекция.
Тренинг.
Е.Шестакова «Говори красиво и уверенно»,
Питер–2013.
Тренинг.
Д. Х. Вагапова «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах», Цитадель,
М–2001.
Прослушивание записей «скрытой камеры», обсуждение.
Тесты, анкеты, наблюдения

На протяжении всего времени реализации практикума.
Итого: 16 часов.
В реализации проекта участвуют педагоги гимназии: психолог, учителя словесности, директор гимназии, учитель изобразительного искусства, учитель информатики. Занятия по театральной педагогике проводит приглашённый специалист.

Список литературы.
1.. Акишина А.А.«Жесты и мимика в русской речи», М 1991
2.. Белова С. В. «Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками содержания гуманитарных предметов» Волгоград -1995,с. 68
3. Вагапова Д. Х. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах», Цитадель, М–2001.
3. Головизин А. М. «Условия успешной коммуникации»,Волгоград, Учитель–2008.
6. Иванова С.Ф. «Тем, кто учит лекторов» М Знание -1983.
2.. Михальская А. К. «Основы риторики», Дрофа – М – 2001.
5. Сиденко А. «Педсовет–семинар: метод проектов..», НО №»–2006,
6. Соколова В. В. «Культура речи и культура общения», Просвещение, М–1995.
4. Е.Шестакова «Говори красиво и уверенно» Питер–2013.