С.В.Филатов. Компетентное поведение руководителя школы.

Компетентное поведение руководителя школы.
Филатов С.В.

Человек компетентный — это тот, кто заблуждается по всем правилам. Поль Валери

Следует отметить, что перед образованием Северска стоят весьма непростые задачи – возможное получение статуса Наукограда потребует от школы более высокого качества работы, введения интенсивных технологий обучения. С одной стороны, необходимо сохранить сильные стороны образовательной системы, и они у нас есть, а с другой – систему образования необходимо сделать гибкой и адаптивной с тем, чтобы в новых условиях, отвечая на потребности и интересы личности, на запросы изменяющейся экономики и складывающегося рынка труда, она сохранила свою роль как одного из ведущих факторов общественного развития нашего города.
Опыт участия в федеральном эксперименте «Модернизация образования: перспективные разработки» позволяет нам считать, что образовательные учреждения, которые уже сегодня ориентированы на модернизацию образования, на решение проблем качества посредством овладения новым содержанием образования и прогрессивными педагогическими технологиями обучения и воспитания, получат, в связи с участием в новом проекте «Непрерывное образование в условиях наукограда» новые стимулы и возможности для своего устойчивого развития. Однако для эффективной деятельности любого образовательного учреждения важны не только прогрессивные управленческие технологии и соответствующая ресурсная база, но и новая философия управления деятельностью людей.
Деятельность руководителя школы требует развития ключевых компетентностей — интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, педагогической, что стимулирует профессиональное саморазвитие, самосовершенствование, реализацию творческого потенциала.
Поскольку руководитель образовательного учреждения осуществляет управление образовательной системой в целостном управленческом цикле, то, естественно, для успешного протекания образовательного процесса и повышения его качества каждый из участников должен овладеть определенными компетентностями — в науке управления школой – ее руководители, управление классным коллективом – педагоги, развитием своего ребенка – родители, саморазвитием – учащиеся.
Определим управленческую компетентность участников образовательного процесса как интеграцию комплекса управленческих знаний, умений и социального опыта, личностных качеств, творческой направленности на достижение личностно и общественно значимых педагогических результатов.
Руководители школы ставят перед собой новые для них задачи — создание условий, позволяющих развивать управленческую компетентность своих заместителей и педагогов. В рамках данной статьи анализируются факторы, влияющие на компетентное поведение руководителей школы.
Новые условия, связанные с изменениями в школе выдвигают новые требования, и ключевые компетенции руководителя формулируются, как ответ на эти требования. Ключевые или базовые компетентности носят надпредметный и надпрофессиональный характер, более адекватно описывают личностные притязания. Именно они превращают «хорошего специалиста» в «хорошего сотрудника». Как правило, они не связаны жестко с профессиональной сферой деятельности и относятся, скорее, к общему развитию личности. Конечно, основательные профессиональные знания, как менеджера, работающего в организации, сохраняют свое значение. Для руководителей школы, например, это прием и переработка, создание, трансляция информации, способность к суждению, концентрации, к различению, сравнению, способности усвоить разные виды деятельности, например, наблюдение, контроль, педагогический анализ, проектирование, руководство, предвидение и т.д. Кроме этого, руководитель должен быть мотивирован, активен, самостоятелен, самокритичен, у него должна быть конструктивная позиция по отношению к собственной работе, соответствующее должности и профессии педагога социальное поведение, способность работать в команде, готовность и способность к учению, сознание ответственности и т.д. Ко всему этому готовит технология (идеология или техника) компетентностного подхода.
Разработчики проекта «Модернизация образования: перспективные разработки» выделили в качестве ключевых компетентностей следующие: коммуникативную компетентность и компетентность в решении проблем (выявление причин проблемы, предложение идеи её решения с подбором адекватных средств) А. Каспржак. Авторы международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей» отнесли к ключевым компетентностям: автономное рефлексивное действие, интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп, критическое мышление, решение задач.
Для успешной самореализации в современных условиях выпускник школы должен обладать следующим набором ключевых компетентностей: готовность делать осознанный и ответственный выбор, технологическая компетентность, готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь), информационная компетентность, социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию), коммуникативная компетентность.
Руководители школы, педагоги, формирующие указанные компетентности у детей должны соответствовать этим задачам.
Перечислим ряд факторов, которые входят как в ключевые компетентности, так и в профессиональные, от которых, как мы считаем, зависит компетентное поведение руководителя школы:
— высокая степень абстрактно–аналитического мышления, благодаря которой он в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты обучения и образования;
— мотивация и способность руководителя включаться в деятельность более высокого уровня;
— готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на развитие школы;
— формирование у сотрудников способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как субъектом;
— готовность и способность формировать климат поддержки и поощрения педагогов;
— одним из чрезвычайно важных профессиональных качеств руководителя продолжает оставаться способность взаимодействовать с другими людьми в условиях уже возникшего конфликта и при этом не только решать практические задачи, но и осуществлять определенные действия для устранения или сглаживания конфликта. В связи с этим особое место должна занимать его готовность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях;
— одним из ключевых качеств компетентного руководителя в связи с новыми задачами образования становится такое личное свойство руководителя, как инициативность и готовность к переменам;
—  понимание того, как функционирует школа и общество в целом, что включает в себя адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в школе как организации и обществе;
— знание и понимание общих экономических законов. Он имеет представление о том, что такое доход, прибыль, как формируется фонд заработной платы, внебюджетный, надтарифный фонд, он осознает свои юридические и гражданские права, понимает тенденции развития экономики образования (ГИФО, нормативное финансирование, новая система оплаты труда педагогов) и т.д. Эта составляющая квалификации называется должна быть отнесена к компетенциям директора школы как социально–правовая.
— готовность поделиться властью. Построение демократического, гражданского общества невозможно без того, чтобы в школе этот процесс протекал эффективно, давал бы педагогам, детям, их родителям опыт демократического поведения, толерантности, взаимодействия с другими людьми. Педагогические работники школы, учащиеся, их родители ожидают, что им будет предоставлена широкая возможность принимать участие в при принятии решений, в инновационных изменениях в школе, через участи в работе новых институтов управления ею – «Попечительские Советы», советы школы, детские республики и т.д., по сути представляя из себя своеобразную модель гражданского поведения в обществе что формирует социальные навыки. Руководителям школы при этом отводится роль координаторов всех усилий в направлении общих целей. Это больше не приказы и указания, это консультации, сопровождение, мотивации;
— готовность к поражению, выносливость к нагрузкам, самодисциплина;
— готовность работать в критических ситуациях, сравнивать, оценивать, принимать решения, быстро, и в то же время спокойно и продуктивно действовать;
— готовность демонстрировать образцы уважения к чужой точке зрения, образцы достижения компромисса;
— способность руководителя к принятию решения о действии — компетентность в решении проблем. Обнаружение проблемы, дефицита ресурсов, заставляющее действовать, необходимость действия, выбор наиболее адекватной стратегии действия, учет возможных последствий — неполный перечень составляющих этой компетентности;
— способность планировать исследования в соответствии с поставленными вопросами или гипотезами для анализа состояния преподавания и организации внутришкольного контроля;
— готовность к поиску источников дополнительного финансирования в условиях дефицита финансирования системы образования и расширяющихся возможностей использования внебюджетных средств;
 — способность описывать и выявлять характеристики объекта исследования с учетом измеряемых и контролируемых переменных, причинно–следственных связей, принимать решения об измерениях или процедурах для проведения исследования и др.
Мотивация и ответственность — отличительные черты компетентного поведения от некомпетентного. На современном этапе необходим переход от передачи готовой информации (знаний) к передаче способов работы с информацией. Не первый год в нашей школе осуществляется работа по обучению педагогов приемам и способам работы с педагогической информацией, что естественно, не могло отразиться на стиле работы коллектива. Учителя принимают активное участие в управлении коллективом через технологию передачи полномочий. (Подробнее в сборнике работ Всероссийского фестиваля «Открытый урок 2004–2005», раздел «Администрирование школой» Филатов С. В. «Комплект формализованных документов, обеспечивающих участие педагогов в управлении школой», Изд. «1 сентября», 2005 г.). Реализация идей деятельностного подхода в управлении школой позволила сделать существенный шаг в сторону формирования способностей к получению информации, ее анализу, сопоставлению, ее презентации и т.д. В работе семинара, который состоялся в декабре 2005 г. для директоров школ мы представили не только навыки и техники, необходимые для реализации указанных социальных навыков, но и примеры тех действий, в которых данные навыки техники могут быть развиты. Эти действия могут быть организованы учителем в форме отдельных занятий и заданий, но наиболее адекватной стратегией является включение их в процесс решения более широких задач, например – управление школой. Участие детей в организационно–деятельностной игре, которую в настоящее время проводит педагогический коллектив при непосредственном участии администрации и детей, завершилось выбором Президента, идет процесс формирования правительства. Основой методического аппарата в данном подходе является педагогика активизации взрослых и школьников через опыт социального взаимодействия.
Коммуникации в управлении школой имеют весьма важную роль и занимают примерно 90% рабочего времени ее руководителей. Компетентная компетентность складывается из способностей давать прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться, программировать процесс общения, осуществлять социально–психологическое управление коммуникацией. В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в чем–либо достигало необходимой цели. Коммуникация осуществляется в разных формах: устной, письменной, визуальной и др. Директор и его заместители в разных ситуациях бывают по несколько раз в день то в роли «отправителей» информации, то в роли «получателя» сообщения.
Педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно–ориентированный подход в образовании, является метод проектов. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности. В школе ежегодно реализуется до 30 проектов и это является хорошей практикой освоения разного вида компетентностей для детей, педагогов и руководителей школы. Как правило, эти проекты высоко оцениваются компетентным жюри — за последние 4 года наши дети и педагоги получили более 200 дипломов и 7 медалей Всероссийских конкурсов, Международных выставок. Многие проекты носят групповой, коллективный характер. Это является дополнительным основанием для широкого использования педагогики сотрудничества. Умелое комбинирование индивидуальной и групповой работы с педагогами и учащимися является особым требованием предъявляемым к руководителю.
Опыт работы школы, ее участие в федеральном эксперименте говорит о том, что ключ к устойчивым успехам школы не в том, чтобы «заполучить» правильную стратегию, а в развитии системного и стратегического мышления, введение компетентностного подхода в управлении школой, предполагающего развитие творчества и инноваций.

Литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002.
2. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. (англ. 1984).
3. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
4. Материалы опытно–экспериментальной работы Национального Фонда подготовки кадров и Института новых технологий образования «Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования» — М., 2001
5. И. А. ЗИМНЯЯ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно–целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. Тукачев Ю. А. Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико–методологических оснований//Психология профессионально–образовательного пространства личности: сб. науч. ст./Науч. ред. д.пс.н., профессор Глуханюк Н. С. Екатеринбург, 2003. с. 142 – 148.