Профессия учитель: мнение россиян и реальные перспективы

Большинство россиян до сих пор убеждены, что учитель – это «профессионализм», «сложность работы с детьми», «доброжелательность», «большая нагрузка» и «низкая зарплата». Но что же, на самом деле, скрывается под занавесом педагогической профессии?

Сегодня ВЦИОМ обнародовал данные, связанные с общественным мнением относительно профессии учителя. По результатам исследования большинство респондентов (33%) считают, что отличительной чертой школьного учителя, в первую очередь, является профессионализм, 27% опрошенных уверены, что педагог должен проявлять любовь к детям, а доброжелательность как основную характеристику педагога отметил 21% участников опроса. При этом, чтобы учитель отличался умением донести информацию, внимательностью, образованностью, грамотностью и уравновешенностью важно менее 10% респондентов.

Однако помимо положительных составляющих, под обозрение россиян попали и те отрицательные качества педагогической профессии, которые определяют ее невысокий престиж и положение на рынке труда для современных специалистов. Больше половины участников опроса утверждают, что низкий уровень заработной платы предопределяет непопулярность профессии учителя. Также, специфика работы, связанная с постоянным взаимодействием с детьми и интенсивными нервными нагрузками, не может остаться без внимания со стороны людей, принимающих решение не в пользу данной деятельности. А 14% опрошенных не забыли упомянуть и об общей высокой загрузке, которую испытывает каждый учитель.

Таким образом, получается, что в настоящих реалиях как и сотни лет назад работа современного учителя подразумевает под собой все те же требования к личности человека и его профессиональным компетенциям? У представителей Московского городского педагогического университета (МГПУ) иное мнение на этот счет.

С недавнего времени у них стартовало обучение учителей–роботов. Речь в данном случае идет не об автоматическом устройстве, совершающем механические операции, а о программном обеспечении, которое позволит не только модернизировать и усовершенствовать образовательный процесс в российских школах, но и обеспечит современных учителей возможностью персонального подхода в работе с каждым учеником.

Наличие такого цифрового ассистента серьезным образом ускорит и облегчить подготовительный процесс к уроку, поможет правильно организовать образовательное пространство, а главное высвободит педагогу достаточное количество времени для проектной и воспитательной работы со школьниками.

Такого рода нововведения серьезным образом меняют не только функционал, но и роль современного учителя в образовательном процессе, давая возможность не только отойти от типичных задач в виде получения и передачи информации, но и превращая его в основоположника индивидуальной траектории обучения ученика, обеспечивая полноценное сопровождение на этом пути.

Безусловно, в конечном счете, главная цель школьного учителя – воспитание и обучение следующих поколений – останется неизменной. Однако полагать, что задачи и особенности данной профессии в настоящее время также не претерпевают серьезных изменений – большое заблуждение. И свидетельством тому являются многочисленные образовательные программы, готовящие педагогов, и включающие в себя широкий спектр дисциплин, связанных как с передовыми цифровыми технологиями, так и современными психолого–педагогическими методиками, направленными на повышение не только качества образовательного процесса, но и качества жизни самих учителей. Отчего и количество желающих овладеть педагогической профессией значительно возросло среди молодежи.

А что касается уровня заработной платы, то согласно письму, направленному в марте этого года Минобрнаукой в Министерство труда, в 2017 году Правительство увеличило размер зарплаты научных сотрудников и преподавателей вузов до уровня, утвержденного майскими указаниями Президента РФ. И в рамках «дальнейшего повышения социального статуса российского учителя» ведомство планирует выйти с инициативой повышения уровня зарплаты школьных учителей до 150% от средней по региону.

Следовательно, можно предположить, что профессия современного учителя несет с собой не только новые возможности и перспективные горизонты, но и достойные условия жизни. https://postupi.online/journal/kem–stat/